Получи документы

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» (2 фото)

Фехретдинова Венера Хамзяновна
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла.

Публикация «Познавательно-исследовательский, творческий проект „Кукла в национальном костюме“» размещена в разделах

Занятия с детьми куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Мир куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение куклы в игре современных детей.

Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности своего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, позновательный, краткосрочный.

Участники проекта : дети среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитатель и родители.

Цели проекта :

- формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре народа через образ традиционной народной куклы;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Задачи проекта :

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных, кукол в национальном костюме,кукол из бабушкиного сундука.

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Предполагаемый результат:

для педагога

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях района, в публикациях педагогических журналов.

  для воспитанников:

  формирование знаний об истории народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей среднего, старшего подготовительного дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс детского сада.

Тиражируем ость результата:

Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта Кочко-Пожарского детского сада

Презентация проекта «Кукла в национальном костюме» на РМО педагогов.

Публикация статьи о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская Жизнь».

Размещение конспекта итогового мероприятия в социальных сетях работников образования

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Физкультурное развитие

Ожидаемые результаты

У детей сформированы знания о кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому народа.

Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Методы исследования :

1. Сбор информации

2. беседы

3. просмотр презентаций

4. чтение

5. мастер классы

6. исследование

7. анализ

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подборка методической,научно-популярной,художественной литературы,поиск интернет-ресурсов по теме проекта.

Составление плана над проектом,этапов его реализации.

Подбор наглядного материала :иллюстрации,песен,пословиц,поговорок стихов,книг,сказок,загадок о кукле.

Разработка конспектов занятий,презентации,ИКТ игр, целевых прогулок,консультаций для родителей,мастер классы.

Подготовка проекта по созданию РППС в группе:изготовление дидактических игр,атрибутов для сюжет но-ролевых игр.

Планирование взаимодействий с социокультурными партнерами СДК,местная библиотека,местная рукодельница кукол Несимя апа

Основной

Беседа с детьми «Знакомство с куклой»(игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы» «Виды кукол», «Моя любимая игрушка» «Обряды и традиции народа»

Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы,Навруз, чувашской народной сказки «Кукла», татарской сказки «Куколка в траве»,«Кыйсылу»

- Чтение и заучивание стихотворений, загадок,потешек о кукле

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами, костюмы народов мира. традиции и обряды народов мира – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (Мастер класс «Закрутка, Берегиня», «Пеленашка»

- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», .

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».

Татарские народные игры «Продаем горшки (Чулмакуены,Тимербай

«Абакле», «Кучтем-куч».

Чувашские народные игры:

«Осы» («Сапсасем»)

«Лиса и гуси(«Тилепе хурсем»)

«Птицы» («Кайакла»)

 

Музыка:

-слушание народных татарских,русских,чувашских песен,мелодий,частушек.

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «Платок», «Приехала купаленка…», «Утыр утыр амине алмагачных тобене», «Кере Зекерия кумая»,

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

Конкурс среди родителей «Кукла в национальном костюме

Участие в межрайонном фестивале детских творческих коллективов «ЖЯЯСУ» посвященный «Кукла в национальном костюме».

На РМО презентация проекта «Кукла в национальном костюме» по познавательному развитию для воспитателей района.

Создание в группе мини-музея «Музей кукол».

Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев.

Посещение музея родителями.

-Размещение итогов мероприятий на официальном сайте детского сада,социальных сетях работников образования.

Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта детского сада.

Публикация о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская жизнь»

Итог : Работа над проектом помогла сформировать знания детей об истории народной куклы,приобщения детей к народной культуре, о красоте и многообразии этого мира, его истории. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.

Фото «Кукла в национальном костюме»
Публикации по теме:

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.

Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.

Познавательно-исследовательский проект «Ай да репка!» 1. Аннотация проекта: Тип проекта: познавательный - исследовательский, творческий. Участники проекта – дети 2 младшей группы «Фантазёры»,.

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп» автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»" Тип.

Познавательно-творческий проект «Народная кукла-оберег» Познавательно-творческий проект «Народная кукла-оберег».Кислицина Людмила Познавательно- творческий проект «Народная кукла- оберег». Муниципальное.

Познавательно-творческий проект «Народная тряпичная кукла» Принципы интеграции в реализации различных видов детской деятельности Познавательно- творческий проект «Народная тряпичная кукла».

Проект исследовательский творческий «Это время года осенью зовется!» Паспорт проекта Вид проекта: Исследовательский-творческий. Возраст детей: Группа детей общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Участники.

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии» .

Творческий исследовательский проект «Наш дружок — живой песок» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» комбинированного вида г. Шуя Ивановской области. Описание опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 23:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД