Познавательно-речевое занятие в старшей группе Тема: «Тайны птичьего мира»

Ирина Кумскова
Познавательно-речевое занятие в старшей группе Тема: «Тайны птичьего мира»

Познавательно-речевое занятие в старшей группе

Тема: «Тайны птичьего мира»

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц

- Ребята, мы попали в мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением.

- Когда мы смотрим на птиц, то всегда задаем себе вопрос: «А как птицы умеют летать? Почему птицы умеют летать, а люди нет?»

- А вы как думаете, почему? Давайте попробуем взлететь, оторваться от земли.

- Скажите, где птицы летают? Они летают по воздуху. Давайте уточним, что такое воздух. Какой он?

- Мы видим воздух? Он нам мешает при движении?

- Мы можем его ощутить только при быстрых и резких движениях, при беге. Попробуйте взмахнуть руками. Вы ощущаете движение воздуха?

- Тяжелые предметы опираться о воздух не могут и падают вниз. Воздух удерживает ненадолго легкие предметы с широкой поверхностью – лист бумаги, птичье перо.

- Скажите, чем покрыто тело птицы?

- Посмотрите, у меня в руках два пера, чем они отличаются друг от друга?

- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?

- Где на теле птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?

- Где на теле у птиц есть маховые перья?

- Посмотрите на веер, он похож на крылья и хвост птицы. Когда они раскрыты птица летит, складывая их, птицы садятся на землю.

- Говорят, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птица становится широкой и большой, потому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от него. На земле раскрытые крылья мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.

-Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите.

- Давайте и мы с вами запустим наши самолетики.

Физминутка

-В мире птиц происходят чудесные превращения. Самое главное превращение – это птичье яйцо.

- Где живут птицы? Как называются их дома?

- Из чего они строят свои гнезда?

- Все ли гнезда одинаковы? Посмотрите, какую разную форму они имеют.

- Птицы маскируют свои гнезда от врагов, выстилают травой, берестой, мхом, пухом. Когда гнезда готовы, самочки откладывают в них яйца. Яйца у разных птиц разные. У страуса яйцо очень большое, у перепелки – в крапинку, а у дрозда яйца ярко-голубые. Самка садится на яйца, сохраняет их в тепле, защищает их от врагов и непогоды. Ей нельзя отлучаться из гнезда, поэтому самец заботится о ней и приносит еду.

- Давайте рассмотрим яйцо. Чем оно покрыто?

- Снаружи скорлупа покрыта мелкими отверстиями, через которые проходит воздух. Что же находится внутри яйца? (Воспитатель показывает картинку)

- Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

- Вокруг желтка находится белок. Он содержит необходимый запас воды для роста птенца.

- Птенец растет внутри яйца. Питательные вещества он получает из желтка. Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, лапы и крылья.

- Как же птенец выберется из яйца?

- В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклевывает скорлупу все больше и больше, пока, наконец, она не расколется и птенец не выберется наружу.

- Вылупившиеся птенцы маленькие и беспомощные, поэтому должны оставаться в гнезде. Родители приносят им еду. Вскоре у птенцов начинают расти перья. Когда птенцы подрастут, они улетят из родительского гнезда и в один прекрасный момент построят свои гнезда.

- Наблюдая за птицами, народ придумал много поговорок и пословиц. Послушайте и подумайте, почему в народе так говорится?

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сорока весть на хвосте принесла.

Кукушка кукует – по дому тоскует.

У каждой пташки свои замашки.

Вороне соколом не быть.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Соловей месяц поет, ворона год каркает.

- Каких только птиц не видишь на Земле! Не знаешь, какая птица самая лучшая.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе Тема «День Знаний» Цель: Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о значении обучения.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Домашние птицы
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Познавательно-речевое занятие в старшей группе Тема: «Тайны птичьего мира»
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 20:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...