Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект «Друг ребят и зверят» (Е. И. Чарушин)

ОЛЬГА РОМАНОВА
Познавательно-творческий проект «Друг ребят и зверят» (Е. И. Чарушин)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №32 «Орлёнок»

Познавательно-творческий проект

на тему:

«Друг ребят и зверят»

Подготовила воспитатель

Романова О. Ю.

Домодедово, 2015г.

Цель проекта :

- эстетическое воспитание дошкольников и развитие творческих способностей детей посредством ознакомления их с творчеством художника – иллюстратора Е. И. Чарушина.

Задачи:

- ознакомление детей с рисунками и художественными произведениями Е. И. Чарушина;

Публикация «Познавательно-творческий проект „Друг ребят и зверят“ (Е, И, Чарушин)» размещена в разделах

- развитие творческих способностей детей, формирование у них художественного вкуса;

- развитие интереса к книжной графике;

- развитие художественного восприятия, изобразительных умений и навыков;

- обогащение творческого воображения, фантазии;

- воспитание бережного и заботливого отношения к животным.

Жизненный цикл:

октябрь 2014 года –декабрь 2014 года

Участники творческой деятельности:

Дети средней группы, родители, педагоги ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Возрастание интереса к книжной графике.

2. Повышение уровня художественного восприятия, изобразительных умений и навыков.

3. Сформирование элементарных представлений о выразительных средствах, характерных для этого вида искусства.

4. Приобщение детей и родителей к книжной культуре, воспитание грамотного читателя.

5. Обогащение педагога знаниями в области искусства книжной графики для поднятия уровня воспитательно – образовательной работы с детьми.

Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость.

В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребёнок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чём написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.

Однако большая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребёнок в дошкольном детстве.

Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. И. Чарушин, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребёнка – дошкольника.

Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.

Решение этой задачи требует планомерной и постоянной работы с детьми. Её проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения, постепенно усложняя. Знакомство детей с рисунками художников – иллюстраторов осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, в режимных моментах.

Наш проект основан на работе по ознакомлению детей с рисунками замечательного русского художника, писателя – анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рассказывая детям о художнике, мы не просто восхищаемся его мастерством, но и помогаем им войти в творческий мир этого мастера, постичь художественную ценность и самобытность его иллюстраций. Нам хотелось показать, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина является то, что художник всегда стремился передать эмоциональное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Также нам хотелось рассказать о гражданской направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, главное, понимать животных, заботиться о них.

В своей статье «Мой метод рисования с детьми», художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребёнка – дошкольника, подчёркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для педагога – умение обогащать ребёнка яркими впечатлениями, способность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам.

Работая над проектом, мы хотели найти пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников, осуществлять свою работу творчески и эффективно.

План непосредственно – образовательной деятельности

Название темы Программное содержание Материалы Методы и приёмы Рекомендации

Знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина Познакомить с автобиографией писателя. Историей написания рассказов о животных. Вызвать интерес к его творчеству и худ. произведениям Портрет Е. И. Чарушина. Книжный уголок детских книг писателя и его книжной графики Беседа, зрительная наглядность, вопросы по содержанию произведений и творчеству, уточнения и пояснения До занятия познакомить детей с некоторыми произведениями Е. И. Чарушина

Чтение произведений Е. И. Чарушина

Учить детей вслушиваться в текст произведения, чувствовать красоту и юмор слова при описании жизни животных, испытывать чувство радости от этого, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения Книги: «Большие и маленькие», «Про Томку», «На нашем дворе», «Медвежата», «Тюпа» и др. Выразительное чтение, беседа, вопросы, рассказ Сохраняется книжный уголок. Индивидуальная работа с детьми в книжном уголке

Пересказ некоторых произведений Е. И. Чарушина Учить детей пересказывать небольшие тексты, используя иллюстрации художника (с помощью воспитателя) Иллюстрации Е. И. Чарушина к книгам о животных Вопросы, уточнения, примеры образных выражений писателя Побуждать ребят использовать образные выражения в НОД и повседневной жизни

Е. И. Чарушин – художник, изображающий животных

Дать детям знания о художнике – иллюстраторе, учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства. Иллюстрации Е. И. Чарушина к своим произведениям Беседа. пояснение Побуждать детей рассматривать иллюстрации к произведениям

Художественное творчество. Рисование на тему: «Цыплята» по рассказу Е. И. Чарушина «Курочка» из книги «На нашем дворе» Развивать эстетическое восприятие у детей, обращая их внимание изображение курочки и цыплят. Учить внимательно рассматривать иллюстрацию. Обогащать словарь детей образными характеристиками. Формировать умение рисовать цыплят, передавая форму тела. Головы, клювика и глазок Иллюстрации к рассказу «Курочка», листы тонированной бумаги, гуашь, кисть щетина, баночки с водой. салфетка Беседа, вопросы, показ Предварительное чтение рассказа «Курочка»

Художественное творчество. Рисование на тему: «Лиса»

по рассказам Е. И. Чарушина «Лиса», «Лисята» Учить детей рисовать лису, закрепить навыки рисования тычком. Учить передавать характерные особенности животного. Иллюстрации к рассказам «Лиса», «Лисята»; листы тонированной бумаги, гуашь, кисть щетина, баночки с водой. салфетка Рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, показ, совместная работа Стимулировать интерес детей к животным и птицам, воспитывать бережное к ним отношение

Художественное творчество. Рисование на тему: «Кролик» по рассказу Е. И. Чарушина из книги «На нашем дворе» Развивать эстетическое восприятие детей, стремление любоваться изображением в книжной иллюстрации; развивать сенсорные способности, самостоятельность в выборе рисунка. Познакомить с приёмами передачи пушистой шёрстки Иллюстрация Н. Е. Чарушина к рассказу Е. И. Чарушина «Кролик», листы тонированной бумаги, гуашь, кисть щетина, баночки с водой. салфетка, чёрный карандаш Рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, показ Предварительное чтение рассказа Е. И. Чарушина «Кролик». Побуждать детей рассматривать иллюстрации к произведениям.

Художественное творчество. Лепка на тему: «Зоопарк» Учить детей лепить известных им животных, закреплять приёмы лепки; продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина Пластилин, стеки, дощечки, иллюстрации, фарфоровые фигурки животных Рассматривание скульптур малых форм, изображающих животных; показ, уточнения, объяснения Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина. Ознакомление со скульптурой малых форм, изображающей диких животных

Вставка детских работ на тему: «Моё любимое животное». (иллюстрации к рассказам Е. И. Чарушина)

Закреплять навыки рисования животных, развивать самосточтельность, эстетическое восприятие детей, учить испытывать чувство радости от проделанной работы листы тонированной бумаги, гуашь, кисть щетина, баночки с водой. салфетка, чёрный карандаш Словесные и практические, сосредоточив их на выразительности выполняемых работ Сохраняется книжный уголок

Выставка отдельных иллюстраций Е. И. Чарушина.

Предложить детям сделать книжку – самоделку с их иллюстрациями

Образы животных в творчестве композиторов Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение и слышать выразительные средства, используемые при передаче музыкальных образов животных Произведения из сборника О. П. Радыновой «Музыкальное развитие детей» Слуховая наглядность, выразительно – эмоциональное исполнение, беседа, пояснение До занятия познакомиться детей с пособием О. П. Радыновой, выбрать нужное произведение

Литература:

1. Доронова Т. Н. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Из детства в отрочество». – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

2. Бородич А. М. Методика развития речи, М. : Просвещение, 1998.

3. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго- М. : Просвещение, 2001.

4. Гриценко З. А. «Ещё раз о детском чтении» Детский сад от А до Я № 5-2003.

5. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

6. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.

7. Тимофеева И. Н. Книга в жизни детей – М. : 2003.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет.

9. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма М. : ВЛАДОС, 2004.

10. Леонова А. В. Коротовских Л. Н. Формы работы по приобщению детей к чтению, Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3-2009г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №32 «Орлёнок»

Конспект

итогового занятия

по художественному творчеству

на тему:

«Друг ребят и зверят»

(средняя группа)

Подготовила и провела

воспитатель Романова О. Ю

Программное содержание:

- закрепить знания детей о творчестве Е. И. Чарушина как о художнике-анималисте;

- продолжать учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства;

- продолжать развивать эстетическое восприятие детей, стремление любоваться изображением в книжной иллюстрации;

- развивать сенсорные способности, самостоятельность в выборе рисунка;

- закреплять навыки рисования животных, умения рисовать жёсткой кистью;

- воспитывать доброе отношение к животным; умение испытывать чувство радости от проделанной работы.

Предварительная работа:

- чтение произведений Е. И. Чарушина;

- пересказ некоторых произведений писателя;

- рисование животных по произведениям Чарушина;

- рассматривание иллюстраций и репродукций художника Е. И. Чарушина.

Материал:

Иллюстрации к рассказам Чарушина, портрет писателя, альбомного листа, гуашевые краски, кисти щетинные №8, салфетки, баночки с водой.

Непосредственно – образовательная деятельность

Воспитатель вносит книгу.

- Ребята,послушайте, что я вам сейчас расскажу. Воспитатель из младшей группы хотела показать детям картинки из этой книги, а в ней ни одной картинки не оказалось. Она просила нас помочь. (Воспитатель листает страницы книги). - Действительно, все листы белые, даже обложки нет. Вот только чей-то портрет. Может, вы узнаете, кто изображён на портрете? (Е. И. Чарушин).

- Правильно. А кто он? (Е. И. Чарушин был детским писателем и художником).

- Правильно, ребята. Е. И. Чарушин был не только писателем, но и художником. Он рисовал иллюстрации к своим произведениям и к произведениям других авторов.

- Какие произведения о животных Е. И. Чарушина вы знаете?

(«Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой»,

«Про Томку», «Волчишко», «Лисята» и др.)

- Кого любил рисовать Евгений Иванович? (Детёнышей животных).

- Да, ребята,он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации.

Сейчас я покажу вам несколько иллюстраций, а вы подскажите мне, какие из них нарисовал Е. И. Чарушин. (Воспитатель выставляет иллюстрации нескольких художников. Дети отбирают иллюстрации Чарушина).

Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е. И. Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите, чем отличаются его рисунки от иллюстраций других художников? (Он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе - серые, белые, коричневые, др. Он изображал их крупным планом на белом листе, чтобы можно было рассмотреть их характерные черты).

- Молодцы! Художник сосредотачивает внимание на своём герое, поэтому опускает лишние детали. Ещё обратите внимание: зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д. Расскажите, какие они? (Маленькие, пушистые, неуклюжие, беспомощные маленькие, неуклюжие, добрые, смешные, несмышленые,любопытные).

- Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. А вы что чувствуете, глядя на них?

(Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку. Хочется им помочь, защитить, взять на руки).

- Давайте сейчас с вами нарисуем животных, но только не красками, а мимикой лица. Проводится упражнение на развитие мимики.

Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.

- Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)

- Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

- Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина, и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. Я уже нарисовала обложку к нашей книге, а ваши рисунки мы разместим на пустых страницах и подарим малышам. Чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими, какими кистями мы должны рисовать? (Щетинными, полусухими). Выберите, какое животное вы будете рисовать.

Подумайте, какую краску нужно взять.

Вспомните, как правильно рисовать тычком.

В ходе работы включается грамзапись, в процессе рисования воспитатель проводит индивидуальную работу по уточнению замысла. Нацеливает внимание на более полную его реализацию, помогает советом при выборе цветного решения образа, напоминает, по мере необходимости, о технике рисования.

Воспитатель ходит с отдельным листком для индивидуальной работы с детьми для показа.

После окончания работы анализ рисунков.

Воспитатель.

- Я вижу, что у вас получились замечательные иллюстрации.

- Кто может рассказать о своей работе?

- К какому рассказу нарисован этот рисунок?

- Чем ты его нарисовал?

- А какой характер у твоего героя?

- Выбирите тот рисунок, который больше всего понравился. И расскажите нам, чем он привлек?

- А мне понравилась вот эта картина. Это к рассказу «Зайчата» Правильно я поняла по рисунку? Как здесь хорошо и правильно подобран цвет! Очень аккуратная работа. Вы сегодня очень постарались. Молодцы!

Все ваши рисунки мы обязательно поместим в эту книгу. Замечательные рисунки получились у вас с изображением разных животных.

— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

— А вам понравилось наше занятие? А чем?

— Давайте попрощаемся с нашими гостями и уберём мастерскую художника.

«Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно. Входи в мир природы! входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Е. И. Чарушин

«Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно. Входи в мир природы! входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Е. И. Чарушин

Публикации по теме:

Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители»Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители» Познавательно-информационный, творческий проектЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ Подготовительная к школе группа (соавтор - Соломонова Лариса Николаевна) Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Достопримечательности Сыктывкара» Введение Актуальность: Знания о своей малой Родине, его истории являются неотъемлемой частью патриотического воспитания человека, особенно.

Познавательно-творческий проект «Мамочка моя» Актуальность проекта Мама считается хранительницей семьи. И, конечно же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие.

Познавательно-творческий проект «Мой город» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 15 Познавательно – творческий проект.

Познавательно-творческий проект «Мы — славяне» Пояснительная записка: «Перед прошлым склони голову, перед будущим – засучи рукава» Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Мое имя» Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир цветов» Аннотация Проект «Волшебный мир цветов» направлен на воспитание навыков бережного отношения детей к цветам, развитие представлений об особенности.

Проект познавательно-творческий «Мой родной поселок» Проект «Мой родной поселок» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста «Родные просторы» «Детство – каждодневное открытие.

Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.

Развлечение для детей средней группы «В сказку про зверят я приглашаю всех ребят» Звучит песня: «В мире много сказок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. В зал входят дети и садятся на стул. Ведущий. Слушайте внимательно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Друг ребят и зверят» (Е. И. Чарушин)
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 16:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД