Получи документы

Познавательно-творческий проект «По следам сказок»

Надежда Мирошникова
Познавательно-творческий проект «По следам сказок»

ПАСПОРТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Наименование проекта «По следам сказок»

Дата разработки и реализации проекта Март- апрель 2019 года

Разработчики проекта Мирошникова Н. А.

Структура проекта По типу : познавательно- творческий

По длительности: среднесрочный

Публикация «Познавательно-творческий проект „По следам сказок“» размещена в разделах

Гипотеза проекта Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Ожидаемая практическая значимость проекта : • В результате работы дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

• Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.

• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

• Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

• Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

Участники проекта • Дети 2-младшей

• Воспитатель

• Родители

Сроки реализации проекта Март -апрель 2019гг

1. Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта

Цель проекта :

Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Задачи проекта :

1. Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.

2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.

4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

5. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

6. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.

10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,

11. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

12. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

13. Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.

14. При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.

Ожидаемые результаты:

• Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

• Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников : К. И. Чуковского, Ш. Перро, Х. К. Андерсена, С. Михалкова.

• Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.

• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

• Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

• Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

• Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.

• Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

• Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.

• Родители сделали макеты на тему «Сказки».

2. Условия реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта :

• художественные и музыкальные произведения

• уголок театрализованной деятельности

• книжный уголок

• фотоаппарат, компьютер.

• наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)

• раскраски по теме «Сказки»

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

• Для реализации проекта используются следующие методы : наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

3. Этапы проекта

1 этап - подготовительный

• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

• Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки

• Оформление книжного уголка в группе.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».

• Разработка содержания проекта : «По следам сказок»

2 этап - Основной этап:

• Проведение бесед и консультаций по теме проекта.

• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;

• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

• Игры-драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

3 этап - Заключительный этап:

Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».

• Драматизация сказки «Колобок» для родителей.

• Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.

• Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.

• Обновление ППРС.

• Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»

• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

• Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»

• Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

• Подведение итогов проектной деятельности.

4. Формы и методы работы с детьми

Разделы Формы и методы работы

1. Социально – коммуникативное развитие • Дидактические игры:

«Разыграй свою сказку»

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки пришёл герой (героиня?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)

«Из какой сказки волшебная вещь

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)

«Узнай по описанию»

«Путаница»

«Доскажи словечко» (загадки о сказках)

«Собери сказку из частей»

«Какое настроение у сказочного героя

Кубики «Любимые сказки»

«Спасаем Колобка»

• Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин», «Доктор Айболит»

Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок»

• Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»

2. Познавательное развитие • Конспект по ФЭМП «Гуси – лебеди»

• Конспект по ФЭМП «Стоит в поле теремок»

Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»

3. Речевое развитие • Интегрированное занятие «Заюшкина избушка» (развитие речи и лепка)

• Интегрированное занятие «Три медведя» (развитие речи и лепка)

• Интегрированное занятие «Сказки дедушки Корнея» (развитие речи и аппликация)

• Интегрированное занятие «Колобок – колобище» (развитие речи и лепка из соленого теста)

• Конспект «В гостях у сказки»

• Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» (развитие речи и лепка)

• Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.

• Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки, «На кого из сказочных героев я похож, «Кто рисует картинки к сказкам

• Литературная викторина «Сундучок со сказками»

• Чтение худ. литературы:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Маша и медведь», обр. М. А. Булатова;

«Три медведя»

«Петушок- золотой гребешок»

«Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

«Бычок —черный бочок, белые копытца»;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

Х. К. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»

«Три поросенка» пер. С. Михалков

«Красная шапочка» Ш. Перро

«Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо – дерево», «Путаница», «Муха – цокотуха», «Краденое солнце» К. И. Чуковский

4. Художественно – эстетическое развитие • Конспекты по рисованию:

«Петушок – золотой гребешок»

«Колобок»

«В гостях у солнышка»

«Избушка для трех медведей»

Конспекты по лепке:

«Колобок»

«Встреча зайца и колобка»

«Подарки для колобка» (лепка из соленого теста)

«Мышка – норушка»

«Избушка для зайчика»

• Конспекты по аппликации

«Репка»

«Сказочный домик – теремок»

«Чудо – дерево»

• Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»

• Конструирование «Кроватки для трех медведей»

• Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»

5. Физическое развитие • Конспект по физкультуре «Колобок»

• Конспект по физкультуре «Кто в теремочке живет?»

• Динамические паузы «Буратино», «Колобок», «Мышка», «Бабушка Яга»

• Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»

• Подвижные игры «Заинька, попляши», «Пузырь», «Гуси – гуси», «У медведя во бору», Бабушка Маланья», «Водяной»

• Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др.)

5. Работа с родителями

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

• Папки – передвижки для родителей:

«Как устроить домашний театр для детей?»

«Воспитание сказкой»

«Виды театров»

«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Консультации для родителей:

«Значение сказки в жизни ребенка»

«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» - 26 апреля

• Акция «Подари книгу – сказку»

• Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра, макетов по сказкам.

• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

6. Оценка результатов работы по проекту

Результаты работы по проекту можно определить :

- по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;

- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.

7. Обобщение результатов работы

Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.

В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.

На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.

Основной этап проектной деятельности длился два месяца. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности.

С особой гордостью дети показывали родителям сказку «Колобок». А для детей младшей группы инсценировали сказку «Заюшкина избушка». Они чувствовали себя настоящими артистами. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогало преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.

Закреплению представлений о сказках способствовали занятия по изодеятельности. В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.

На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла коллекция макетов «Сундучок со сказками». Все воспитанники и их родители были активными.

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Для родителей были оформлены папки – передвижки о видах театра, о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. На родительском собрании «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» особое внимание уделялось значимости семейного чтения. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях. Благодаря родителям предметно – развивающая среда группы пополнилась новыми видами театров (пальчиковый, разные виды настольных театров, театр ложек). Работы оказались оригинальными и неповторимыми. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Театр своими руками». Дети стали чаще инсценировать сказки, используя новые виды театров.

Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о сказках, 60% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 15 % детей имеют уровень усвоения материала – выше среднего, 25% детей имеют средний уровень. 80 % родителей приняли активное участие в реализации проекта. В результате работы над проектом я повысила и своё профессиональное мастерство.

Список использованной литературы

1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.

2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.

3) Триз

4) Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

5) КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

6) И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

7) Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

8) Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.

9) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

10) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.

11) Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

12) www.maam.ru

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Февральские окна»Познавательно-творческий проект «Февральские окна» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: - воспитанники разновозрастной группы; - воспитатели группы; - родители.

Познавательно-творческий проект «Герои сказок — за безопасность» для воспитанников 5–6 летнего возрастаПознавательно-творческий проект «Герои сказок — за безопасность» для воспитанников 5–6 летнего возраста В течение месяца мы с воспитанниками отряда "Пчелки" реализовали проект "Герои сказок за безопасность" Тип проекта: познавательно- творческий.

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха»Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха» Участники проекта: - воспитанники подготовительной группы - воспитатели группы - родители воспитанников Цель: Знакомство с историей и традициями.

Познавательно-творческий проект «В гостях у моря»Познавательно-творческий проект «В гостях у моря» Вид проекта – познавательно-творческий. Время проведения – лето (каникулы, отдых с родителями на море). Участники проекта – воспитатель,.

Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица»Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица» Участники проекта: дети группы; воспитатель группы; родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели) Цель: Заинтересовать.

Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток»Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток» Мои запасы лоскутков для многих просто хлам. Но я без них уж не могу, и выбросить не дам! А. Жарикова Участники проекта: дети группы,.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок»Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок» Проект «Волшебный мир снежинок» Тип проекта: познавательно - творческий Руководитель проекта: Скорюпина Г. Ш., воспитатель; Участники.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «По следам сказок»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 15:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД