МААМ-картинки

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» (40 фото)

Татьяна Февралёва
Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка»

(для детей второй младшей группы)

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Тип проекта: познавательно- творческий.

Вид проекта: групповой, семейный.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели).

Проблема: недостаточная функциональность современной игрушки.

Возраст детей: 3-4 года

Публикация «Познавательно-творческий проект „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.

Цель проекта: формирование разносторонней личности ребёнка и приобщение к культуре русского и мордовского народов посредством народной игрушки матрёшки.

Задачи:

1. Познакомить детей с народными промыслами: «Сергиево - Посадская матрёшка», «Семёновская матрёшка», «Полховская игрушка», «Вятская матрёшка».

2. Познакомить детей с вариантами авторской матрёшки – мордовская матрёшка Теньгушевского и Темниковского районов Республики Мордовия.

3. Познакомить с функцией дерева, как материала для изготовления народных игрушек.

4. Развивать умение мыслить и выражать свои мысли словами.

5. Активизировать речь, расширять словарь детей.

6. Воспитывать гордость за богатую народными талантами родину – Россию, уважение к труду русских и мордовских мастеров.

7. Развивать интерес к изучению российской истории, в том числе к декоративно-прикладному искусству русского и мордовского народов, развивать творческие способности и эстетическое восприятие.

8. Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.

9. Развивать коммуникативные навыки.

Актуальность: Большое значение для развития и становления ребёнка, как разносторонне развитой личности, имеет игрушка. Современные игрушки, на мой взгляд, соответствуют этой задаче не в полной мере. К тому же изготовлены они бывают чаще всего из искусственных материалов, не несущих в себе дополнительной информации. На этом фоне особое значение приобретают народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Народная игрушка матрёшка имеет в этом плане неоспоримое преимущество. Во - первых, матрёшка воплощает в себе образ человека, которого можно поставить в различные жизненные ситуации, т. е. обыграть её в различных вариантах. Во – вторых, матрёшка является ярчайшим образцом декоративно-прикладного творчества русского и мордовского народа, а, следовательно, служит развитию эстетического восприятия мира ребёнком. В - третьих, эта игрушка сделана из «живого» материала – дерева, которое хранит энергию природы и тепло рук мастеров и художников. В – четвёртых, посредством народной игрушки дети приобщаются к истокам культуры русского и мордовского народов.

I. Подготовительный этап

1. Постановка проблемы.

2. Предварительная разработка структуры и содержания проекта.

3. Подбор методической и художественной литературы по теме.

4. Подбор дидактического материала и наглядных пособий.

II.Основной этап

Познавательное развитие.

1. Просмотр презентации «Народные промыслы по изготовлению деревянной игрушки матрёшки и её разновидности: Сергиево - Посадская матрёшка, Полховская матрёшка, Семёновская матрёшка, Вятская матрёшка.

2. Рассказ - беседа «Матрёшки Теньгушевского и Темниковского районов Республики Мордовия» с показом и обследованием образцов матрёшек.

Фото «Народная игрушка — матрёшка»
Познавательно-творческий проект - фото
Фото №1 Познавательно творческий проект

3. Дидактические игры: «Какой, какая, какое»; «Найди деревянный предмет», «Собери матрёшку», «Разложи и сложи матрёшку», «Какой на матрёшке сарафан».

Народная культура фольклор Народная игрушка матрёшка для детей второй младшей группы Тип проекта познавательно творческий Вид проекта групповой семейный Продолжительность краткосрочный недели Проблема недостаточная функциональность современной игрушки Возраст детей года Публикация Познавательно творческий проект Народная игрушка матрёшка размещена в разделах Декоративно прикладное творчество

4. Применение матрёшек в проведении НОД по математике: определение и сравнение количества (много, мало, ни одной, больше, меньше, одинаково и т. д.) и величины (самая большая, самая маленькая, выше, ниже, одинаковые и т. д.).

Проекты Матрешка матрёшки Матрёшка Проекты тематические недели Народная культура фольклор Народные промыслы игрушки прикладное творчество Проекты творческие Проекты Проектная деятельность Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Участники проекта дети младшей группы воспитатель родители детей Цель проекта формирование разносторонней личности ребёнка и приобщение к культуре русского и мордовского народов посредством народной игрушки матрёшки Познакомить детей с народными промыслами Сергиево Посадская матрёшка Семёновская матрёшка Полховская игрушка Вятская матрёшка

Речевое развитие.

1. Дидактические игры: «Опиши матрёшку», «Придумай название», «Повтори, что услышал».

2. Повторение чистоговорок, разучивание стихов и загадок про матрёшек, чтение потешек, пословиц, закличек о матрёшке.

Стихотворение «Кукла Матрёшка»:

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой — будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех - чуть-чуть больше, чем орех

Загадка:

1. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички.

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -. (Матрешки).

Социально- коммуникативное развитие.

1. Дидактические игры: «Моя любимая игрушка», «Подарок другу», "Помоги матрёшкам найти свой домик".

Фото №2 Познакомить детей с вариантами авторской матрёшки мордовская Фото №3 Проекты тематические недели матрёшка Теньгушевского и Темниковского районов Республики Мордовия Фото №4 Познакомить с функцией дерева как материала для изготовления народных игрушек Фото №5 Развивать умение мыслить и выражать свои мысли словами Фото №6 Активизировать речь расширять словарь детей

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи - фрукты», «День рождения Матрёшки», «Матрёшки едут на концерт», «Дружная семейка», «Матрёшка шьёт новый сарафан».

Фото №7 Воспитывать гордость за богатую народными талантами родину Россию уважение к труду русских и мордовских мастеров Фото №8 Развивать интерес к изучению российской истории в том числе к декоративно прикладному искусству русского и мордовского народов развивать творческие способности и эстетическое восприятие Фото №9 Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики Фото №10 Развивать коммуникативные навыки Фото №11 Актуальность Большое значение для развития и становления ребёнка как разносторонне развитой личности имеет игрушка Фото №12 Современные игрушки на мой взгляд соответствуют этой задаче не в полной мере

3. Настольный театр «Хорошие соседи».

Фото №13 К тому же изготовлены они бывают чаще всего из искусственных материалов не несущих в себе дополнительной информации Фото №14 На этом фоне особое значение приобретают народные игрушки

4. Игры с конструктором «Построим красивый дом для матрёшек».

Фото №15 Они создавались народом для детей были направлены на так называемую социализацию малыша вхождение в мир человеческой культуры взаимоотношений людей и природы Фото №16 Народная игрушка матрёшка имеет в этом плане неоспоримое преимущество Фото №17 Во первых матрёшка воплощает в себе образ человека которого можно поставить в различные жизненные ситуации т

5. Игра-драматизация «Матрёшка ждёт гостей».

Физическое развитие.

1. Пальчиковые гимнастики:«Игрушки», «Мы – красавицы матрёшки».

"Мы — красавицы матрешки":

Мы — красавицы матрешки

Разноцветные одежки (разжимают кулачки, шевелят пальчиками),

Раз — Матрена, два — Милаша,

Мила - три, четыре — Маша,

Маргарита — это пять (загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого.)

Нас нетрудно сосчитать (разжимают кулачки 2 раза).

2. Подвижные игры: «Добеги до матрёшек», «Кто больше матрёшек соберёт в коробку», «Найди матрёшку».

Художественно - эстетическое развитие.

1. Игровое задание «Раскрась матрёшку».

Фото №18 обыграть её в различных вариантах Фото №19 Во вторых матрёшка является ярчайшим образцом декоративно прикладного творчества русского и мордовского народа а следовательно служит развитию эстетического восприятия мира ребёнком Фото №20 В третьих эта игрушка сделана из живого материала дерева которое хранит энергию природы и тепло рук мастеров и художников Фото №21 В четвёртых посредством народной игрушки дети приобщаются к истокам культуры русского и мордовского народов Фото №22 Подготовительный этап

2. Разучивание и исполнение танца «Мы – весёлые матрёшки», разучивание и исполнение частушек про матрёшек.

Фото №23 Постановка проблемы Фото №24 Предварительная разработка структуры и содержания проекта

3. Лепка матрёшек.

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Расскажем детям о народных игрушках».

III. Итоговый этап.

Выставка для детей и родителей «Народная игрушка-сувенир».

Фото №25 Подбор методической и художественной литературы по теме Фото №26 Подбор дидактического материала и наглядных пособий

Литература:

1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. (Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998 г.)

2. Александрова Н. С. «Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен» (на материале дошкольного образования (М., 2000 г.)

3. Алёхин А. Д. Матрёшки. – М. : ООО «Издательство «Малыш»,1988.

4. Алексахин Н. Н. Матрёшка. – М. : Народное образование, 1998.

5. Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и

ремёслами. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

6. Русская матрешка. М. : Мозаика 1995.

7. Русская игрушка. Советская Россия 1987.

8. Народные художественные промыслы. общ. ред. М. А. Некрасовой и др.

9. Соловьёва Л. Русская матрёшка. М. : Интербук 1993.

10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб:

Детство- Пресс,2004.

11. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским

народным декоративно-прикладным искусством. – М. : ООО «Издательство

Скрипторий 2000», 2003г

Публикации по теме:

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

«Святочные дни». Познавательно-творческий проект«Святочные дни». Познавательно-творческий проект Пояснительная записка Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года. После осенних работа наступала пора отдыха.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка»Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка» В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

Познавательно-творческий проект «Косолапые» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик» Познавательно - творческий проект «Косолапые».

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Творческий проект в первой младшей группе «Моя любимая игрушка» Цель: «Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам». Задачи: Развивающие: развивать умение играть с игрушками, использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»
Опубликовано: 4 марта 2016 в 19:33
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД