Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»

Оксана Чефранова
Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»

Познавательно-воспитательный проект

в старшей группе

"Мы - дети мира"

Содержание.

1. Введение. 3

2. Паспорт проекта. 5

3. Содержание проекта. 8

4. Этапы реализации. 9

5. Заключение. 10

6. Список литературы. 11

Введение.

Мы живём в самой большой стране мира. Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые, но и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел. Но ещё несколько десятилетий назад наша страна была ещё более обширной и разнообразной по национальному составу. Почти все жители современой России - наследники культуры и истории Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Тогда в состав нашего государства входили многочисленные республики, образовавшие впоследствии Содружество Независимых Государств (СНГ). На территории РФ продолжают жить и растить своих детей тысячи семей со всех огромных просторов Советского Союза. Каждая из них имеет право на сохранение культуры и традиций своих предков. Именно поэтому идеи согласия и толерантности в обществе, гуманистическая культура межнационального общения имеют особое значение для России наших дней. Государство сейчас предпринимает всё больше шагов по обеспечению взаимопонимания между народами как в нашей многонациональной, поликонфессиональной стране, так и за ее пределами.

Не осталось безразличным к этой проблеме и дошкольное образование. В наше время перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет почему задача снижения межконфессиональной агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей. Таким образом, целью современного дошкольного образования становится формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Паспорт проекта

Тип проекта

• По составу участников: групповой.

• По сроку реализации: долгосрочный.

• По целевой установке: познавательно - воспитательный.

Участники проекта:

• воспитанники подготовительной группы № 6 "Незабудка";

• воспитатели групп;

• родители воспитанников.

Основные направления работы с детьми:

• совместная деятельность взрослого и ребенка;

• самостоятельная деятельность ребенка.

Срок реализаций проекта: июль-август 2013 года.

Прогнозируемый результат:

• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с детьми и родителями для знакомства с народами мира;

• Формирование у детей интереса к самостоятельному изучению других стран;

• Появление интереса у родителей к проблемам поликультурного образования в ДОУ;

• Воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к культурным ценностям представителей стран СНГ.

Место события: НДОУ «Детский сад № 94 ОАО «РЖД», г. Кропоткин, Краснодарского края.

Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализаций программы поликультурного воспитания дошкольников выяснилось:

• при обследовании детей на конец учебного года у воспитанников выявлена несформированность знаний о странах ближнего зарубежья и народах, его населяющих;

• отсутствие знаний о традициях, фольклоре народов стран СНГ;

• недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в ДОУ.

Актуальность: исторически сложилось так, что в нашей стране проживает большое количество людей - выходцев из стран ближнего зарубежья. При этом, последнее время отношение русских к представителям других национальностей значительно ухудшилось. Появляется всё большее количество агрессивно настроенных молодёжных организаций, пропагандирующих националистские идеи. Я считаю, что это связано с отсутствием у молодого поколения достаточных знаний и представлений о общей истории нашего и соседствующих государств, о традициях и религии народов СНГ. Кроме того, проблема поликультурного образования детей, способствующего формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других, несколько десятков лет была в нашей стране отодвинута на второй план. В связи с чем, мы получили целое поколение людей, имеющих довольно слабое представление о исторических и культурных нитях, связывающих нашу страну с партнёрами по СНГ. Именно поэтому, я считаю актуальным знакомство детей с историей, географией и культурой стран Содружества Независимых Государств.

Новизна: как мною уже было отмечено, в современной России (в отличии от СССР) поликультурное образование было незаслуженно отодвинуто на задний план. К счастью, в последние годы актуальность этой проблемы вновь была отмечена государственными структурами, изменилась государственная политика в данном направлении. Тем не менее, гораздо больший интерес в обществе вызывает изучение более отдалённых, более крупных и экзотических стран, а ближнее зарубежье вновь остаётся без должного внимания. Изучив методическую литературу в данном направлении, я выяснила, что ни одна из предложенных программ поликультурного образования не содержит достаточное количество необходимой нам информации. Поэтому мною было принято решение о разработке и апробации проекта по поликультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста, направленного на изучение стран - партнёров России но СНГ.

Содержание проекта

Цель: ребенок владеющий знаниями о соседствующих странах, имеющий представление о народном творчестве их коренных народов, об особенностях быта, культуры жителей ближайших стран.

Задачи:

• расширить и закрепить знания детей о истории и географическом положении стран СНГ;

• способствовать принятию нравственных ценностей выходцев из Средней и Центральной Азии, Восточной Европы (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие);

• формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений народного творчества стран СНГ;

• посредством литературных произведений способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к культуре других народов;

• углублять и расширять знания детей о животном мире Центральной Азии и Восточной Европы;

• воспитывать умение ценить красоту и богатство евразийской природы;

• расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях народов СНГ;

• создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.

Этапы реализации:

• подготовительный:

подборка и оформление книжного уголка для детей;

подборка методической литературы;

наглядно - иллюстративного материала совместно с родителями;

поиск материалов опираясь на интернет ресурсы;

обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ;

создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями.

• основной:

рассматривание коллекции наглядности о СНГ;

чтение произведений народов СНГ (фольклор, авторские);

заучивание народных песенок, стихов и потешек;

проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;

знакомство и обыгрывание подвижных игр изучаемых стран;

драматизация фольклорных произведений;

художественно-продуктивная деятельность «Таджикский узор»;

просмотр советских мультфильмов, отражающих быт и культуру народов ближнего зарубежья;

ручной труд в семье «Изготовление восточных сладостей из солёного теста»;

экскурсия в Детскую городскую библиотеку им. Гайдара, тема «Детские писатели СНГ»;

проведение мастер-класса для родителей «Традиционная казахская кукла».

• заключительный:

конкурс плакатов "Мы - дети мира"

совместное с родителями чаепитие по-узбекски.

Заключение.

Станет ли XXI-й век веком согласия и отказа от насилия? Мы считаем, что это во многом зависит от стратегии образования и что одним из важнейших инновационных средств решения данной глобальной проблемы является поликультурное образование. Демократические принципы стратегии в сфере национальных отношений сформулированы и в Конституции Российской Федерации и в нормах международного права.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Список литературы:

1. Аксенов В. В. Национальный путь развития. -М.: Изд-во газеты «Патриот», 1999.

2. Аксиологические приоритеты в сфере образования ивоспитания (История и современность): Материалы XVIII сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и воспитания, окг. 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.

3. Актуальные проблемы нравственного воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1987.

4. Амонашвили ИГ. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1998,- 74с.

5. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX — начала XX в.: (Историко-философский анализ): Автореф. Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.

6. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1996.

7. Анорова Т. В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону., 1998.

8. Антонов А. И. Семейная политика как объект исследования. //Вестник РАИ. 1992. № 3. С. 39-40.

9. Арсланова Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национальногоискусства /татарского и народов Поволжья/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.

10. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. -JL, 1967.

11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.

12. Асирян М. А. Педагогические основы дифференцированного разноуровневого обучения в системе учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа». Дисс. к. п. н. -М., -ИОО. -2000.

13. Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука. -1967. -294с.

14. Бачевский В. И. К вопросу совершенствования патриотического и интернационального воспитания. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика. Горький, 1990.- с. 64 - 6

15. Белов В. В. К вопросу о духовности русского народа // «Национальная безопасность и геополитика России», № 67, 2000.

16. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования-Волгоград. ,2000г.

17. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVTTT -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания-М., 2001.

18. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. - № 10. - с. 62 - 65.

19. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания / Педагогика. № 1, 2001. -С. 17-23.63.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Автор публикации:
Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 16:44
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...