Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»

Оксана Чефранова
Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»

Познавательно-воспитательный проект

в старшей группе

"Мы - дети мира"

Содержание.

1. Введение. 3

2. Паспорт проекта. 5

3. Содержание проекта. 8

4. Этапы реализации. 9

5. Заключение. 10

6. Список литературы. 11

Введение.

Мы живём в самой большой стране мира. Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые, но и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел. Но ещё несколько десятилетий назад наша страна была ещё более обширной и разнообразной по национальному составу. Почти все жители современой России - наследники культуры и истории Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Тогда в состав нашего государства входили многочисленные республики, образовавшие впоследствии Содружество Независимых Государств (СНГ). На территории РФ продолжают жить и растить своих детей тысячи семей со всех огромных просторов Советского Союза. Каждая из них имеет право на сохранение культуры и традиций своих предков. Именно поэтому идеи согласия и толерантности в обществе, гуманистическая культура межнационального общения имеют особое значение для России наших дней. Государство сейчас предпринимает всё больше шагов по обеспечению взаимопонимания между народами как в нашей многонациональной, поликонфессиональной стране, так и за ее пределами.

Не осталось безразличным к этой проблеме и дошкольное образование. В наше время перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет почему задача снижения межконфессиональной агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей. Таким образом, целью современного дошкольного образования становится формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Паспорт проекта

Тип проекта

• По составу участников: групповой.

• По сроку реализации: долгосрочный.

• По целевой установке: познавательно - воспитательный.

Участники проекта:

• воспитанники подготовительной группы № 6 "Незабудка";

• воспитатели групп;

• родители воспитанников.

Основные направления работы с детьми:

• совместная деятельность взрослого и ребенка;

• самостоятельная деятельность ребенка.

Срок реализаций проекта: июль-август 2013 года.

Прогнозируемый результат:

• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с детьми и родителями для знакомства с народами мира;

• Формирование у детей интереса к самостоятельному изучению других стран;

• Появление интереса у родителей к проблемам поликультурного образования в ДОУ;

• Воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к культурным ценностям представителей стран СНГ.

Место события: НДОУ «Детский сад № 94 ОАО «РЖД», г. Кропоткин, Краснодарского края.

Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализаций программы поликультурного воспитания дошкольников выяснилось:

• при обследовании детей на конец учебного года у воспитанников выявлена несформированность знаний о странах ближнего зарубежья и народах, его населяющих;

• отсутствие знаний о традициях, фольклоре народов стран СНГ;

• недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в ДОУ.

Актуальность: исторически сложилось так, что в нашей стране проживает большое количество людей - выходцев из стран ближнего зарубежья. При этом, последнее время отношение русских к представителям других национальностей значительно ухудшилось. Появляется всё большее количество агрессивно настроенных молодёжных организаций, пропагандирующих националистские идеи. Я считаю, что это связано с отсутствием у молодого поколения достаточных знаний и представлений о общей истории нашего и соседствующих государств, о традициях и религии народов СНГ. Кроме того, проблема поликультурного образования детей, способствующего формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других, несколько десятков лет была в нашей стране отодвинута на второй план. В связи с чем, мы получили целое поколение людей, имеющих довольно слабое представление о исторических и культурных нитях, связывающих нашу страну с партнёрами по СНГ. Именно поэтому, я считаю актуальным знакомство детей с историей, географией и культурой стран Содружества Независимых Государств.

Новизна: как мною уже было отмечено, в современной России (в отличии от СССР) поликультурное образование было незаслуженно отодвинуто на задний план. К счастью, в последние годы актуальность этой проблемы вновь была отмечена государственными структурами, изменилась государственная политика в данном направлении. Тем не менее, гораздо больший интерес в обществе вызывает изучение более отдалённых, более крупных и экзотических стран, а ближнее зарубежье вновь остаётся без должного внимания. Изучив методическую литературу в данном направлении, я выяснила, что ни одна из предложенных программ поликультурного образования не содержит достаточное количество необходимой нам информации. Поэтому мною было принято решение о разработке и апробации проекта по поликультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста, направленного на изучение стран - партнёров России но СНГ.

Содержание проекта

Цель: ребенок владеющий знаниями о соседствующих странах, имеющий представление о народном творчестве их коренных народов, об особенностях быта, культуры жителей ближайших стран.

Задачи:

• расширить и закрепить знания детей о истории и географическом положении стран СНГ;

• способствовать принятию нравственных ценностей выходцев из Средней и Центральной Азии, Восточной Европы (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие);

• формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений народного творчества стран СНГ;

• посредством литературных произведений способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к культуре других народов;

• углублять и расширять знания детей о животном мире Центральной Азии и Восточной Европы;

• воспитывать умение ценить красоту и богатство евразийской природы;

• расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях народов СНГ;

• создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.

Этапы реализации:

• подготовительный:

подборка и оформление книжного уголка для детей;

подборка методической литературы;

наглядно - иллюстративного материала совместно с родителями;

поиск материалов опираясь на интернет ресурсы;

обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ;

создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями.

• основной:

рассматривание коллекции наглядности о СНГ;

чтение произведений народов СНГ (фольклор, авторские);

заучивание народных песенок, стихов и потешек;

проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;

знакомство и обыгрывание подвижных игр изучаемых стран;

драматизация фольклорных произведений;

художественно-продуктивная деятельность «Таджикский узор»;

просмотр советских мультфильмов, отражающих быт и культуру народов ближнего зарубежья;

ручной труд в семье «Изготовление восточных сладостей из солёного теста»;

экскурсия в Детскую городскую библиотеку им. Гайдара, тема «Детские писатели СНГ»;

проведение мастер-класса для родителей «Традиционная казахская кукла».

• заключительный:

конкурс плакатов "Мы - дети мира"

совместное с родителями чаепитие по-узбекски.

Заключение.

Станет ли XXI-й век веком согласия и отказа от насилия? Мы считаем, что это во многом зависит от стратегии образования и что одним из важнейших инновационных средств решения данной глобальной проблемы является поликультурное образование. Демократические принципы стратегии в сфере национальных отношений сформулированы и в Конституции Российской Федерации и в нормах международного права.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Список литературы:

1. Аксенов В. В. Национальный путь развития. -М.: Изд-во газеты «Патриот», 1999.

2. Аксиологические приоритеты в сфере образования ивоспитания (История и современность): Материалы XVIII сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и воспитания, окг. 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.

3. Актуальные проблемы нравственного воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1987.

4. Амонашвили ИГ. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1998,- 74с.

5. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX — начала XX в.: (Историко-философский анализ): Автореф. Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.

6. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1996.

7. Анорова Т. В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону., 1998.

8. Антонов А. И. Семейная политика как объект исследования. //Вестник РАИ. 1992. № 3. С. 39-40.

9. Арсланова Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национальногоискусства /татарского и народов Поволжья/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.

10. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. -JL, 1967.

11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.

12. Асирян М. А. Педагогические основы дифференцированного разноуровневого обучения в системе учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа». Дисс. к. п. н. -М., -ИОО. -2000.

13. Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука. -1967. -294с.

14. Бачевский В. И. К вопросу совершенствования патриотического и интернационального воспитания. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика. Горький, 1990.- с. 64 - 6

15. Белов В. В. К вопросу о духовности русского народа // «Национальная безопасность и геополитика России», № 67, 2000.

16. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования-Волгоград. ,2000г.

17. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVTTT -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания-М., 2001.

18. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. - № 10. - с. 62 - 65.

19. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания / Педагогика. № 1, 2001. -С. 17-23.63.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Автор публикации:
Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 16:44
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...