Папки-передвижки

Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе

Мадина Гонибова
Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе

Познавательное развитие.

Пояснительная записка

Рабочая программа по познавательному развитию в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,

на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса 2014г. СанПиН 2.4.1.3049.

В средней группе проводится одно занятие в неделю.

Публикация «Познавательное развитие, Пояснительная записка к рабочей программе» размещена в разделах

18 занятий в год.

Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.

Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

• Гуманизации;

• Дифференциации;

• Принцип непрерывности и системности образования.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

• Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

• Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Приобщение к социокультурным ценностям.

• Ознакомить с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формировать целостность картины мира.

• Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

• Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная»,

машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

• Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

• Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, музеем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

• Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.

• Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Ознакомление с миром природы.

• Знакомить с природой и природными явлениями.

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

• Расширять представления детей о природе.

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

• Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). НРК

• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

• Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

• Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

• Учить детей замечать изменения в природе.

• Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень.

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

• Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Зима.

• Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

• Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Весна.

• Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Лето.

Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое, чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

• Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.

• Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

• Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

Приобщение к социокультурным ценностям.

• Формировать первичные представленияо малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

• Формировать первичные представления о

• школе.

• Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

• Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения

пожаров и правилах поведения при пожаре.

Ознакомление с миром природы.

• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. НРК.

• Формировать первичные представленияо природном многообразии планеты Земля.

• Формировать элементарные экологические представления. Формировать понимание того, что человек -часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

• Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

• Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Сезонные наблюдения

Осень.

• Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима.

• Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

• Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна.

• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето.

• В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.

Содержание программы :

Познавательное развитие развивает интересы детей,

любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные действия; развивает воображение и творческою активность; формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Планируемые результаты работы :

• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия;

• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели возможности видеть;

• С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;

• Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе);

• Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию;

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.

Технические средства образования:

• Компьютер;

• DVD;

• Экран;

• Мультимедийные системы;

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули;

• Комнатные растения.

Учебно-методический комплект, дополнительная литература:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;

• Картины;

• Муляжи;

• Животные;

• Семена, формочки для посадок;

• П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»;

• В. В. Гербова ;

• Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»;

Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе
Опубликовано: 28 августа 2014 в 18:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД