Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»

Людмила Казанцева
Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»

Программное содержание: Знакомить детей с историей возникновения огня, с его пользой для человека. Учить правилам безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Сформулировать чувство опасности огня, довести до сознания детей мысль о том, что с этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно. Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам спасения, давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Словарная работа: Экскурсия, музей, экспонат, диспетчер, светцы, лучина, высекать, огонь, кремень.

Предварительная работа: Знакомство с легендой огня на земле. Посещение «Музея огня» Знакомство с его экспонатами. Рассказ о предметах для изготовления, которых нужен огонь: кованные гвозди, подковы, молоток, гвозди, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики. Беседа о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта (печи, плиты, камины, утюги, самовары).

Материал: рисунки детей, листы с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных, фишки. Экспонаты «музея огня»: трут (высушенный гриб трутовик). Картина с изображением деревянной палочки, дощечки, лучина, свечи, кремень, керосиновая лампа, электрический фонарь, электрическая лампочка.

Ход занятия:

Организационный момент: Психологический тренинг «Огонёк»

Воспитатель зажигает свечу, предлагает посмотреть на её пламя, затем говорит: Огонёк согрел нас своим теплом, добром и любовью на весь день и каждого из нас сделал добрее и нежнее. Мы все любим друг друга.

Дети: Я тепло своё отдал

Я теперь добрее стал

От душевного тепла

Стала комната светла.

Воспитатель: Давайте подарим наше тепло всем (дуют на ладонь, отправляя огонёк тем, кто рядом)

Воспитатель: Ребята, скажите где мы находимся? (в музее огня).

Сегодня я хочу вас познакомить с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «Экспонат». Что оно означает? (все выставленные в музее предметы называются экспонатами).

Сегодня мы познакомимся с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. А помогут нам в этом экскурсоводы.

1. Выходит ребёнок-экскурсовод и ведёт рассказ о труте.

Это трут. Человек с его помощью разводил огонь.

Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро- быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался.

2. Выходит ребёнок-экскурсовод и рассказывает о кремне.

Это кремень. Древние люди делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копий. Ещё кремень использовали для разведения огня. От удара двух таких камней один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох

Воспитатель: Ребята с помощью чего, люди разводят огонь сегодня?

Дети: С помощью спичек, зажигалки.

Воспитатель: Да, сегодня всё гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды.

3. Выходит ребёнок-экскурсовод и рассказывает: Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ и улиц. Сначала это были лучины тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления - светцы. Светцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет, но сначала отгадайте загадку, какой предмет появился позже:

Тонкая девчонка

Белая юбчонка

Красный нос

Чем длиннее ночи,

Тем она короче

От горючих слёз. (Свеча)

4. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о свечах. Свечи стоили дорого.

Сегодня в каждом доме есть свечи. Ими пользуются на даче и когда отключат электричество.

Воспитатель: Затем появились керосиновые лампы, их заправляли керосином, люди освещали ими свои жилища.

А как же, люди сегодня освещают своё жилище? (при помощи электрических лампочек).

Вот ребята посмотрите -это электрическая лампочка. А если вдруг перегорит лампа или отключат свет, как можно осветить своё жилище? (зажечь свечу).

У нас есть в музее вот такой экспонат – это электрический фонарик.

Им можно осветить жилище. Если туристы идут в поход, им можно осветить путь в темноте.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду.

--Раздаётся стук. Из-за ширмы появляется домовёнок Кузя.

Воспитатель: Кузя, что ты тут делаешь?

Кузя: Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы здесь толковали?

Дети: Мы говорили об огне.

Кузя: А вот эти загадки о чём?

Шипит и злится, воды боится,

Без зубов, а кусает,

С языком, а не лает?

Дети: Об огне.

Кузя: а как вы догадались?

Дети: Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронуться до огня, будет очень больно, обожжешься.

Воспитатель: Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.

Кузя: А какие вы знаете поговорки, пословицы об огне?

Дети: «Не шути с огнём - обожжешься»

«Огонь не вода, охватит, не выплывешь»

«Не топора бойся, а огня»

«Топор рубит, а огонь с корнем спалит»

Кузя: Молодцы ребята, много знаете пословиц, ну а мне пора уходить.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке небольшой шар. Раньше если случался пожар звонили в колокола, или поднимали вверх воздушные шары, означающие: в городе пожар. Тогда из пассажирского депо выезжала бригада и мчалась на пожар. Пожарные ехали на специальных повозках, запряжённых лошадьми. Лошади скакали очень быстро, мчались во весь опор. Отсюда пошло выражение «Нестись как на пожар»

Ребята подойдите к столам

(перед каждым ребёнком лист с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных)

Вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.

-Юля, объясни, почему ты поставила фишку на изображение свечи (спичек, утюга, зажигалки)

Дети: Если свечу поставить близко к занавескам, они могут загореться.

- Со спичками играть нельзя.

- Нельзя оставлять включенный утюг и ставить его подошвой на стол.

- Нельзя включать электроприборы, без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: А теперь представим такую ситуацию. Вы остались дома одни, в это время начался пожар. Как вы будете вести себя в этой ситуации.

Давайте рассмотрим ваши рисунки, которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.

- Стёпа: Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой, или накрыть плотным одеялом или ковром. А как бы в этой ситуации поступил Данил?

Данил: Нельзя тушить водой электроприборы.

Воспитатель: Ребята, почему?

Ответы детей.

Саша: Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро выбежать из комнаты или из квартиры.

Воспитатель: Почему? А чтобы Таня сделала в этой ситуации?

Ответы детей.

Оля: Нельзя прятаться в дальних углах под кроватями, за шкафами.

В этом случае опасен не только огонь, но и дым.

Воспитатель: Почему нельзя дышать дымом?

Ответы детей.

Назар: Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

Мария: Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая огонь

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам разгадать кроссворд и получить название экстремальной ситуации.

Кроссворд «101»

1. Маленькое приспособление из дерева и серы для разведения огня. (Спички)

2. Вещество способное потушить огонь (вода)

3. Спасатель, борющийся с огнём (пожарный)

4. Вещество, с помощью которого мы готовим пищу на плите (газ)

5. Чтобы не случилось пожара, каждый ребёнок должен знать и выполнять….(правило) пожарной безопасности.

СПИЧКИ

ВОДА

ПОЖАРНЫЙ

ГАЗ

ПРАВИЛО

Воспитатель: Какая экстремальная ситуация получилась у нас? (пожар)

А если у вас случился пожар, какие меры необходимо принять?

Дети: Нужно позвонить по номеру «101» и чётко назвать свой домашний адрес.

Ребёнок: Сам не справишься с пожаром

Этот труд не для детей.

Не теряй секунды даром

«101» звони скорей.

Тренинг «Вызови пожарных

Воспитатель: Ребята, я буду диспетчером службы «101» а вы будете передавать информацию о пожаре и правильно, чётко назвать свой домашний адрес, причину возгорания.

(диспетчер принимает заявки от каждого ребёнка)

Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией.

Пожарные быстро приедут к вам на помощь.

А как по вашему, каким должен быть пожарный? (сильный, смелый, ловкий, мужественный и т. д.

В следующий раз я расскажу вам о людях, которые выбрали профессию пожарного и о том, что помогает им в этой трудной работе.

Домашнее задание: Нарисовать те предметы, с которыми познакомились в музее огня. Придумать вместе с родителями загадку про пожарных.

Рефлексия «Горячий стул»

Дети поочерёдно садятся на стул и быстро рассказывают, что нового, интересного для себя узнали.

Публикации по теме:

Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа.Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа. Предлагаю Вашему вниманию разработку проекта"Недели безопасности"в детском саду для своей второй младшей группы. Каждый день недели был.

Перспективное планирование по работе над воспитанием безопасности в быту у детей средней группы месяц Виды деятельности сентябрь Беседа «Мир предметов» Программное содержание: Развить у детей представление об опасных для жизни и здоровья.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...