Познавательное занятие с элементами трудовой деятельности. «Не красна изба углами — красна пирогами»

алена криволапова
Познавательное занятие с элементами трудовой деятельности. «Не красна изба углами — красна пирогами»

Познавательное занятие с элементами трудовой деятельности в старшей группе.

«Не красна изба углами – красна пирогами»

Цель

Познакомить детей с предметами старинного быта, их назначением. Дать детям знания о том, что такое дрожжи и для чего их используют. Продолжать знакомить детей с блюдами русской национальной кухни, с процессом выпечки пирогов; активизировать в речи слова «русская печь», «ухват», «самовар», «гостеприимство», «дрожжи»; развивать умение участвовать в коллективном деле - приготовлении пирогов. Продолжать формировать умение работать аккуратно, старательно. Воспитывать ответственность, желание трудиться для общего результата – приготовить пирожки для гостей.

Предварительная работа.

Экскурсии в мини-музей детского сада «Русская изба», осмотр предметов народного быта. Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, беседы о русском гостеприимстве, рассматривание иллюстраций. Работа по схемам; дидактическая игра «Разложи картинки».

Организация и материал.

Первая часть проводится в «Русской избе», вторая - в группе; карточки с изображением предметов старинного быта, карточки с изображением предметов, используемых в быту в наши дни, предметы быта «Русской избы»: посуда для замешивания теста, миски, ложки, противни для пирогов, сито, скалки; перышки для смазывания противней и пирожков (по количеству детей); белые фартуки и колпаки для детей и хозяйки избы; самовар для чаепития, посуда, скатерти; ингредиенты для замешивания теста: яйца, соль, растительное масло, молоко или вода, дрожжи, пшеничная мука, начинка для пирогов.

Ход занятия.

Первая часть Дети входят в избу, их встречает хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка.

Милости просим!

Для дорогих гостей и двери настежь!

Ну-ка, гости, проходите,

На убранство поглядите!

Горница у нас большая

Да красивая какая!

Вы хотите узнать много нового и интересного?

Тогда проходите, оглядитесь и на лавочку садитесь.

Любите загадки отгадывать?

Тогда внимательно слушайте. Я буду загадывать вам загадки, а вы – отгадывать.

Что отгадаете, про то и буду вам рассказывать. (Загадывает загадки):

1. Бабушка седа, бела,

Зимой всем мила.

А как лето наступает,

Про бабушку забывают? (Печь)

Ребята, кто знает, для чего в старину была нужна печь? (Ответы детей)

В каждой избе была печь. Печь – матушка, печь – кормилица. Она не только обогревала жилище но и лечила людей, в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

2. Стоит пан на столе,

Густой пар в голове.

Всех за стол зазывает.

Вкусным чаем угощает. (Самовар)

Вы знаете как раньше использовали самовар? (Ответы детей)

Из самовара пили чай только по великим праздникам, или когда встречали дорогих гостей. Самовар растапливали углями. Чай из самовара намного вкусней, ароматнее.

3. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт.

А сам в угол идёт. (Ухват)

Кто знает, для чего хозяйкам нужен был ухват? (Ответы детей).

Ухватом доставали из печи посуду, в которой готовили пищу. У него очень длинная ручка. Это для того, чтобы хозяйка не обожгла руки в огне. Ухват всегда находился рядом с печкой и был первым помощником. (Дети рассматривают ухват)

Хозяйка. Молодцы, ребятки, знаете отгадки.

Я хочу вам рассказать и показать ещё одну вещь, которая была в каждой русской избе у каждой хозяйки. Давным - давно, когда ещё не было кастрюль, вместо них люди пользовались чугунками. Они не портились в печи, т. к. были изготовлены из чугуна, отсюда их название. (Дети повторяют слово «чугунок», держат его в руках. рассматривают).

А сейчас предлагаю вам немного поиграть. Согласны? Это игра – соревнование.

(Хозяйка объясняет правила игры: нужно разделиться на две команды.

Одна команда выбирает карточки с изображением предметов, которые использовали в старину, другая - карточки с изображением предметов, которые используют в наши дни. Победит та команда, которая не только выберет карточки быстро, но ещё сделает это правильно.)

После игры – соревнования хозяйка обсуждает с детьми правильность выполнения задания.

Порадовали вы меня своими стараниями, сообразительностью и знаниями.

Я знаю, что сегодня вечером к вам в гости придут дети из другой группы. А дорогих гостей чем встречают, да угощают? (Ответы детей)

Правильно, вареньем, блинами да пирогами.

Ребята, а чем же мы будем встречать да угощать наших гостей?

Хотите, мы с вами все вместе постряпаем пирожки для гостей? (Ответы детей)

С большим удовольствием научу вас тесто месить, пироги лепить!

Прежде стряпать чем пойдём,

Мы немного отдохнём!

Физминутка

Вырос в поле колосок (Встать прямо, руки вытянуть)

Он не низок, не высок (Присесть, встать)

Дует лёгкий ветерок,

Закачался колосок. (Наклоны в разные стороны)

Ночь настала, ветер тише,

Колосок всё ниже, ниже (Присели)

А утром солнышко взошло,

Мы радостно проснулись. (Встали, выпрямились, потянулись, руки в стороны)

Ведь новый день улыбку шлёт, (Улыбнулись)

Мы к солнцу потянулись! (Встали, руки вверх)

Вторая часть

Хозяйка: Дети, что нужно сделать, прежде чем мы примемся за работу? (Ответы детей: вымыть руки, надеть фартуки и косынки.)

Дети идут мыть руки, надевают фартуки, подходят к столам, где приготовлено всё необходимое для работы.

Хозяйка. Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто.

Кто знает как делать тесто? (Ответы детей, проговаривают последовательность)

Чтобы легче было работать, нам нужно составить схему. Вы согласны?

Кто хочет выложить схему того, как мы будем делать тесто? (Ребёнок выкладывает карточки последовательного выполнения действий)

После того, как схема выложена, хозяйка спрашивает детей, согласны они с тем, как выполнено задание, закрепляет каждое действие. Замешивают тесто вместе с детьми, опираясь на схему. Когда нужно положить дрожжи, обращает особое внимание.

Хозяйка:

Ребята, как вы думаете, что ещё нужно положить в тесто, чтобы оно было пышным, воздушным… (Ответы детей)

Очень важно в тесто положить свежие дрожжи, тогда оно поднимется. Кто знает, почему называются «дрожжи»? (Ответы детей). Потому, что когда тесто поднимается, оно становится нежным, лёгким и дрожит, когда потрясёшь посуду, в которой оно находится. (Дети повторяют слово «дрожжи», хозяйка даёт их рассмотреть и понюхать) Дети помогают хозяйке замешивать тесто, обращая внимание на схему последовательного выполнения действий.

Хозяйка. Чтобы тесто было пышным и поднялось, его нужно хорошо замесить руками, месить ласково, с хорошим настроением и любовью. (Показывает тесто в кастрюле, обращает внимание на то, что его не так много, но оно постоит в тепле и поднимется до самого верха. Накрывает кастрюлю с тестом салфеткой, ставит в теплое место.)

Вот готовое тесто. Я поставила его утром, оно уже поднялось!

Посмотрите, как его много стало!

Затопила жарко печку,

Засветила ярко свечку,

А чуть зорька на порог –

Готово тесто на пирог!

Поднялось на дрожжах –

Не удержишь на вожжах!

Это тесто уже готово! Из него можно делать пироги. Вы знаете как делать пироги? (Проговаривают последовательность) Чтобы всё сделать правильно, нам снова поможет … (Схема) Дети выкладывают схему последовательного выполнения действий (как стряпать пирожки).

Правильность выполнения схемы проверяют все вместе, хозяйка спрашивает детей. Согласны ли они.

Все встают за столы, на которых лежат разделочные доски, мука, начинка для пирогов, ложки и пр. Хозяйка сначала показывает как делить, раскатывать тесто и класть начинку. Затем – как лепить пирожки, делать красивый шов на пирожках.

Затем дети выполняют, хозяйка – помогает. Обращают внимание на схему. Вместе выкладывают их на противни, смазывают сверху желтком, чтобы были красивыми. Звучат русские народные мелодии (в записи). Когда дети заканчивают работу, хозяйка хвалит за помощь каждого ребёнка, вместе все относят противни на кухню.

1 Ребёнок: Поскорее накрывай

Стол скатёркой чистой,

Перед нами пирожки

С корочкой душистой!

2 Ребёнок: Круглобоки, ароматны,

В меру все посолены.

Пахнут разною начинкой,

Пахнут знойным полем!

Хозяйка: Все отлично потрудились,

За работой не ленились.

Вас к столу прошу скорей.

Дорогих своих гостей!

Посмотрите, ребята, как красиво и аппетитно выглядят наши пирожки! Как вы думаете, гостям понравится такое угощение? А вам понравилось то, что мы сегодня с вами делали?

Что нового вы сегодня узнали? (Закрепить знания о чугунке и дрожжах). Мне тоже очень понравилось занятие и то, как вы работали… (Хозяйка оценивает работу каждого ребёнка, хвалит за какое – либо конкретное дело).

Я думаю, что ваши гости с большим удовольствием попробуют такое угощение, ведь вы стряпали пирожки с хорошим настроением и большим старанием. А эти пирожки я испекла специально для вас, дорогих моих гостей! Угощайтесь на здоровье!

Публикации по теме:

«Рушники кубанских мастериц», конспект занятия (аппликация) для подготовительной группы КонспектЗанятия по аппликации на тему: «Рушники кубанских мастериц»(подготовительная группа) Программные задачи: Воспитывать любовь к родному.

Генеалогическое древо.Генеалогическое древо. Пословицы. Не нужен клад, когда в семье лад. Дом вести — не бородой трясти. Каково на дому – таково и самому. В гостях хорошо, а дома лучше.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Птицы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Познавательное занятие с элементами трудовой деятельности. «Не красна изба углами — красна пирогами»
Опубликовано: 9 октября 2012 в 12:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Поздравление для мамочки»
Каждый год, в ноябре, мы празднуем праздник День Матери. Мама у всех на свете одна. В основном она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы...
Проект «Скоро зима»
Срочный проект в средней группе-2 недели Тема проекта: «Поздняя осень» Тип проекта: краткосрочный Срок реализации: 2 недели Участники: воспитатели, дети,...
Конспект по физическому развитию «Помочь Лунтику»
Досуг по физическому развитию в средней группе. Цель: Повысить интерес к физическому развитию. Задачи: Способствовать формированию навыков выполнения...
Мастер-класс: «Новогодняя открытка с сюрпризом». Совместное творчество детей,...
Мастер-класс: «Новогодняя открытка с сюрпризом». Совместное творчество детей, родителей, воспитателя. «Стучат часы, уходит старый год, Шуршат его...
Лэпбук «В мире машин»
Предлагаю Вашему вниманию занятную папку для детей ( лэпбук) про машины. В ней вы увидите обучающие карточки, занятные игры, возможность обыгрывания ситуаций...