Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ» (старшая группа)

Ольга Гаврилова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ» (старшая группа)

Цель:

1. Расширять знания детей о свойствах разных веществ через экспериментальную деятельность.

2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Закреплять умение детей классифицировать предметы по общему признаку.

4. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, взаимодействия при выполнении общего задания.

Словарная работа: поролон, полиэтилен, частицы, вещества.

Предварительная работа: опыты «тонет - не тонет», дидактическая игра «Из чего сделано». Описание веществ по «алгоритму».

Материал: емкости с водой, мешочки с солью, поролоновые губки, стаканчики с сахаром, обычным песком, молоком, камень.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. «Как ослик спасся». Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он её быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

1. Как вы думаете, ребята, кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

2. Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее?

3. Кто из осликов принес свою ношу домой?

Воспитатель: А чтобы проверить ваши ответы, давайте поставим опыт.

Опыт 1.

Материал: емкости с водой, мешочек из ткани (2х3 см) с солью (на каждого ребенка).

Воспитатель: Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик домой ничего в мешочках не привез. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (ответы детей). Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

Опыт 2.

Материал: емкости с водой, поролоновые губки.

Воспитатель: А сейчас возьмите губки и опустите их в воду. Что с ними происходит? (ответы детей). Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы – это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материала подбирают очень тщательно, чтобы они служили своей цели. Как вы думаете, ребята, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли товар домой? (ответы детей). Правильно, мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий.

Сейчас мы поиграем в игру «Назови, что из чего сделано?» У вас на столах лежат карточки, на которых изображены предметы. Выигрывает тот, кто правильно и быстро (за 1 минуту) назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом.

Воспитатель: Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Они постоянно находятся в движении. Но в твердом веществе частицы расположены очень плотно, в жидком им немного просторнее, а вот в газах расстояние между частицами еще больше. Давайте поиграем в игру «Отгадай вещество».

(Дети делятся на группы и изображают вещество. Выполняют соответствующие движения, а другие отгадывают).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно представили все вещества. А сейчас рассмотрите таблицы и вспомните все свойства веществ, о которых мы говорили на других занятиях. Что мы можем определить, только посмотрев на предмет или вещество? Правильно.

1. Состояние, форму, цвет, прозрачность.

2. Затем мы можем понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

3. Если вещество съедобное, определите вкус.

4. Плавает или тонет

5. Растворяется ли в воде.

6. Что можно сделать из этого материала или вещества.

Воспитатель: Ребята, возьмите предмет, который перед вами и, пользуясь таблицей, опишите его. (Дети описывают свойства предметов).(Молоко в колбе, камень, сахарный песок, обычной песок).

Ребята, мы с вами уже знаем, что предметы изготовлены из разных материалов. И сейчас я хочу пригласить вас в «Музей вещей» (подходим к столику, где находится вещи из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические).

Что такое? Какой беспорядок? Ребята, кто-то в нашем музее собрал все предметы в одном месте! Что же делать? (Ответы). Правильно.

Здесь, в 1 зале у нас будут предметы сделанные из дерева.

Во 2 зале - из пластмассы, а в 3 зале – из металла. Надо все расставить по местам, за работу.

Вы так быстро справились, молодцы! Давайте проверим (Все вместе проходим по «залам»). Я рада, вы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам сегодня Аше занятие? А что понравилось тебе? Мне очень понравилось, как вы сегодня проводили опыты, (имя) легко справились с карточками, а (имя) хорошо описали вещество. И я хочу подарить вам сувениры (ластики). Молодцы, ребята, спасибо за работу!

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Овощи
Автор публикации:
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ» (старшая группа)
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 23:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей из природного материала. Выставка...
Фотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей из природного материала. Выставка "Дары природы" в старшей группе. Воротникова Галина Цель:...
Фотозарисовка «Осень в Плесецке»
Видно не зря навеки связала нас судьба, милый, родной сердцу уголок - Плесецк! Святая земля предков, это как небесный закон. И ты бесконечно влюблён в эти...
Конспект занятия по ИЗО в старшей-подготовительной группе «Осеннее дерево»
Конспект занятия по ИЗО в старшей подготовительной группе ( рисование с элементами аппликации. Тема: "Осеннее дерево". Цель: Учить детей рисовать ствол...
Моё увлечение «Флористика» (часть 1)
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию результаты моего хобби, которые я периодически применяю на работе. Я увлекаюсь флористикой. Началось всё...
Конспект НОД по ПДД «Осторожно, я — пешеход»
Конспект НОД «Осторожно, я - пешеход» Цель: Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части. Задачи: Дать...