Познавательное занятие в подготовительной группе «Считалки»

Лариса Смоленская
Познавательное занятие в подготовительной группе «Считалки»

Считалки

Цели: 1. Сформировать представление о считалках

2. Познакомить с авторскими считалками

3. Научить выразительно читать

Ход занятия

- Ребята, на занятии мы с вами поговорим о считалках.

- Кто – нибудь из вас знает считалки?

- Расскажите.

- А откуда вы узнали считалки?

- Как вы понимаете слово считалка?

Считалка – это веселые стихи. Их сочиняют девочки и мальчики. Считалки нужны для игры в прятки или жмурки.

Считалки бывают народные и авторские.

Народные названия считалок: счетушки, счёт, читки, пересчёт, говорушки и др.

Ребята, считалки бывают всякие. Существует огромное количество считалок.

- Есть, которые сразу определяют водящего:

Стакан,

Лимон,

Выйди вон

- А бывают, выходят сразу двое – для скорости, наверное.

Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре.

- И сама она, становится игрой, соревнованием.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки –

Что угодно для души?

Или

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Отвечай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Играющему нужно угадать, какое выбрать слово - "помада" или "ботинки" для

повторного счета.

- Есть считалки, которые превращаются в самостоятельную игру. Тот, кто считает, ставит свои условия: фанты.

Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите,

"Да" и "нет" не говорите

Черно с белым не берите и т. д.

- Некоторые ребята сами сочиняют считалки, иногда берут из каких – то стихотворений.

Плыл по морю – чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит – выйди вон.

- Ребята, считалки отражают жизнь людей, мир окружавшей его природы.

Первая считалка появилась 300 лет назад.

Из- под печки

Три дощечки:

Хлоп, хлоп, хлоп –

Вышел поп.

- Существует большая группа считалок, называются они заумными:

Пача, лача,

Дерень, Бук, Шабук.

Эники, беники,

Си, колёса,

Эники, беники, Са

Эн, Бен,

Ели вареники,

Эн, Бен, Ба.

Считалки, как говорит само название, предназначены для счета. Во многих из них упоминаются цифры.

1, 2 – голова

3, 4 – прицепили

5, 6 – сено везть

7, 8 – сено косим

9, 10 – деньги весить

11, 12 – на улице бранятся, в избе ссорятся

Ни пуха, ни пера

Ни двойки, ни кола,

Ни тройки, ни четверки,

А круглые пятерки.

- Ребята, считалки читаются как песни – нараспев.

Сегодня на занятии мы познакомимся с авторскими считалками.

Прослушайте считалку, которую написал Вадим Левин. А называется она Кошкина считалка, а затем скажете мне, о ком говорится в ней (читаю).

- О ком говорится? (о кошке)

- Что делает кошка? (учится считать)

- А как учится считать?

- Почему получается у кошки такой ответ? (съела кошка мышку)

Выразительное чтение детей считалки.

Теперь прочитаем считалку: Мышкина считалка:

- О чем считалка? (о сыре)

- Когда сыр вкусный? (когда в сыре много дырок)

- Почему если в сыре одна дыра, значит, сыр был вкусным вчера? (потому, что мыши съели сыр, остался только маленький кусочек).

- Ребята, посмотрите на начало этих двух считалок. С чего начинаются они? (со счета)

- Значит, эти считалки можно использовать для расчета перед игрой.

Прочитаем считалки, которые написал Иван Демьянов. Читаем первую считалку про сметану.

- Что караулил кот? (сметану)

- Что произошло в обед?

- Как можно помочь Степану?

- Ребята, как вы думаете, найдет Степан сметану? (нет). Почему? (кот съел).

Читаем вторую считалку про сфетофор.

- Сколько у светофора цветов? (три). Какие?

- На какой цвет можно переходить улицу? (на зеленый).

Читаем третью считалку про зверей.

- Кто испугался медвежонка?

- Что они сделали?

- Что нужно сделать?

Прочитаем Щи – считалочку, а написала её Марина Бородицкая. Я прочитаю, а вы внимательно прослушайте и посчитайте, сколько нужно овощей для щей.

- Кто посчитал, сколько нужно овощей для щей?

- какие овощи нужны для щей?

- Ребята, вам понравились считалки? Эти считалки можно использовать, когда вы будете играть в разные интересные игры.

- Поэт Борис Заходер придумал волшебную страну Считалию и сочинил о ней веселое стихотворение. Давайте прочитаем его. (чтение)

- Ребята, какие известные вам считалки встретились в стране Считалия

- А кто – нибудь из вас сам сочинял считалку? (если да – расскажите, нет – давайте попробуем сочинить.)

- Я вам скажу начало, а вы закончите:5,4,3,2,1….(Как нам весело одним, гулять в ясную погоду).

- Попробуйте сами сочинить считалку (сочиняют).

Итог занятия:

- Что такое считалки?

- Какие они бывают?

- Вам понравились считалки, которые мы сегодня читали? Чем?

Всем спасибо. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

«Осенние считалки» Криницкая Н. Н. "Осенние считалки" 1. Листья кружатся по кругу, Раз,два,три,четыре,пять! Улыбнёмся мы друг другу, И скорей начнём играть.

Нормы и недостатки речевого развития детей среднего и старшего возраста Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Познавательное занятие в подготовительной группе «Считалки»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 09:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...