Получи документы

Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей второй младшей группы (3–4 года)

Вера Мещерякова
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей второй младшей группы (3–4 года)

Познавательный – исследовательский проект «Маленькие почемучки»

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Публикация «Познавательный-исследовательский проект „Маленькие почемучки“ для детей второй младшей группы (3–4 года)» размещена в разделах

Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Тип: Познавательно-исследовательский.

Вид проекта : комплексный

Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь)

Предмет исследования: неживая природа (свойства песка», игры – опыты с водой, игры – опыты с камнем и песком.)

Участники проекта : вторая младшая группа (3-4 года, воспитатель.

Цель проекта :

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта :

1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».

3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

5. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями неживой природы.

6. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.

Принципы работы по проекту :

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• Доступность;

• Постепенность.

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

• Вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей.

• Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

• Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.

• Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Этапы работы по проекту.

I. Этап. Структура образовательной работы

* Подготовка материалов, оборудования для экспериментов;

* Подбор загадок, стихотворений о воде и песке;

* Аудиозапись «Шум воды»;

* Подбор методической литературы;

* Опыты с водой и песком;

* Разработка конспектов по экспериментированию;

* Разработка картотек игр-экспериментов с водой и песком, сборник игровых занятий. Песок (песочная терапия);

* Разработка консультации для родителей;

* Оформление стенда «Чем полезны опыты для детей»;

* Создание лаборатории «Почемучка».

II. Этап. Структура образовательной работы.

Ребенок:

Совместная с педагогом работа:

• Беседы;

• Наблюдения;

• Рассматривание альбома «Детям о воде» с изображением реки, озёра, моря: предметных картинок сюжетами использования воды;

• Чтение художественной литературы;

• Проведение игр с водой и песком;

• Проведение игровых занятий;

• Опытно-экспериментальная деятельность.

Родитель:

Консультации по тематике:

«Развивающие детские игры с песком и водой»;

«Опыты с водой дома»;

• Сборник игр «Сыпь песок, лей водичку»;

Папки – раскладушки:

«Экологическое воспитание»;

«Как играть с песком?»; «Песочные игры»; «Каменные сказки»; Энциклопедия «Песочного человечка»; Оформление стенда «Чем полезны опыты детей; игры с водой; упражнение с песком; наблюдение на прогулке.

Методическое обеспечение проекта :

* Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, А. А. Васильева и др.

* Савенков А. И. «Маленький исследователь»

* Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»

* Ю. Л. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»

* С. М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

* Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»

* Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

* О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников

* О. В. Дыбина «Твори, измеряем, преобразуем». Игры – занятия для дошкольников

* О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»

* Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.

* Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

* Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной Феи»

* Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей с 3 – 6 лет»

111. Этап. Циклограмма выполнения проекта по образовательным областям

Октябрь

1-я неделя

1. Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики; формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя

1. Эксперименты с песком.

Цель: со свойствами песка: сухой и мокрый, зимой замерзает; с техникой рисование я песком и на песке. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.

3-я неделя

«Знакомство с песочным человечком» (рисуем пальчиком на песке)

Цель: формировать представления о свойствах песка; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на доске.

4-я неделя

Игра «Пирожки для Мишки».

Цель: закрепить знание свойства песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыпется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для Мишки.

Ноябрь

1-я неделя

1. «Играем с камушками и песком»

Цель: Познакомить детей со свойствами камня : твердый, прочный, (не ломается и не бьется, имеет определенный вес и поверхность; закрепить представление о песке, как сыпучем материале (мелкий, сыпется в сухом виде).

2-я неделя

1. Домик из песка и дорожка из камней для черепашки.

Цель: Закрепить детей о свойствах песка и камней в процессе опытно-экспериментальной деятельности: песок сухой, сыплется, не лепится; сырой – лепится, не сыплется. Камень – твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера и формы. Из песка можно и камней можно делать постройки.

3-я неделя

1. Аквариум – дом для рыбок. Про маленькую капельку.

Цель: Познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпают песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.

4-я неделя

1. «Водичка, водичка. Для чего нужна вода?».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, теплая, холодная, течет, журчит, капельки капают; обсудить вопрос о том кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.

Декабрь

1-я неделя

1. Игра – опыт с водой «Чудо-водичка».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды : имеет разную температуру, льется.

2-я неделя

1. Игры – опыты с водой: «Что тонет, что не тонет»

Цель: Познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые - тонут.

3-я неделя

1. Игра – опыт «Вода-водица. Как цветочек пьет водичку».

Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

4-я неделя

1. Игра – опыт «Посадка лука».

Цель: Познакомить детей со свойствами лука; закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.

1V. Этап. Результаты проекта.

1. Презентация проекта на педсовете;

2. Мини-музей «мир камней»;

3. Развлечение «Чистая вода нужна всем и всегда».

Публикации по теме:

Познание детьми окружающего мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей второй младшей группы (3–4 года)
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 22:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД