Получи документы

Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи

Алевтина Корочкова
Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье представлена модель педагогического руководства социально-коммуникативным развитием детей, посещающих компенсирующие группы детского сада посредством реализации познавательных маршрутов. Представлены условия успешной социальной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями с среде сверстников.

Ключевые слова : социализация, познавательный маршрут, общее недоразвитие речи.

Публикация «Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Проблема межличностных взаимоотношений детей в дошкольной педагогике на сегодняшний день становится актуальной в связи с увеличением числа воспитанников с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность, враждебность. Как следствие, в дошкольных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается высокая напряженность и конфликтность. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характерными признаками являются незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития коммуникативных навыков и социальных умений. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе и сами испытывают эмоциональный дискомфорт. Это определяет необходимость построения образовательной траектории в реализации содержания образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [1].

Ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, как отмечал А. Н. Леонтьев с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». В дошкольном возрасте, наряду с ведущей игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Чем раньше дети осознанно освоят понятия, связанные с общественной жизнью, нормы поведения, тем устойчивее в дальнейшем будет их гражданская позиция.

Л. И. Божович, изучая социальное развитие ребенка-дошкольника, отмечала: «Сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали». Поэтому важно, чтобы восприятие ребенком взаимоотношений с ближайшим окружением – семья, детский сад – было положительным, осознанным и усвоенным в качестве первичной основы социализации в коллективе.

Успешная социальная адаптация и разностороннее развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья возможно только при построении познавательного маршрута с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей.

Познавательный маршрут можно рассматривать как индивидуальный путь социализации дошкольника с ОНР : вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира, построение доброжелательных взаимоотношений с социумом, стимулирование инициативности и уверенность в себе, развитие саморегуляции собственных действий.

Построение познавательного маршрута педагогами, взаимодействующими с ребенком (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог) определяется его потребностью в педагогической поддержке и представляет собой интегрированную модель образовательного пространства. Процесс построения маршрута подчиняется определенному алгоритму, включающему несколько этапов:

• диагностический (выявление воспитанников с особыми образовательными потребностями в социально-коммуникативном развитии);

• целевой (формулирование цели и задач образовательной деятельности);

• содержательный (подбор программного материала);

• результативный (формулирование ожидаемых результатов, определение сроков их достижения).

Реализация познавательного маршрута в социально-коммуникативном развитии дошкольников завершается повторным диагностическим этапом с оцениванием эффективности проведенных мероприятий, корректирования содержания.

Главная задача построения познавательного маршрута - формирование у ребенка потребности и способности мыслить, оценивать качество общения со взрослыми и сверстниками; делать выводы, анализируя негативные проявления, возникающие в отношениях между детьми. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Поэтому, чтобы пробудить у дошкольников добрые чувства, необходимо целенаправленно создавать педагогические условия: организовывать игровые ситуации, обсуждать поступки. Это помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти правильный выход из проблемных ситуаций общения.

Социальное развитие ребенка сегодня является одним из значимых направлений в образовательной науке и практике. В трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, В. Т, Кудрявцева, Д. И. Фельдштейна подчеркивается, что целенаправленное воспитание в дошкольном возрасте закладывает базис социального развития индивида в будущем.

Таким образом, педагоги ДОО, прогнозируя и осуществляя познавательные маршруты в социально-личностном развитии дошкольников с ОНР, оптимизируют микроклимат в группах компенсирующей направленности, помогают детям осознанно устанавливать доброжелательные взаимоотношения с социумом.

Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155)

2. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб. : СатисЪ, 2014. – С. 80-82.

Публикации по теме:

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л. Н. Толстой). Создание современной системы дошкольного.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника. Консультация для педагогов. Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны. Социальное- это.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 14:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД