МААМ-картинки

Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»

Светлана Меттик
Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»

Познавательный проект «Байкал-Жемчужина России»

В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования по ознакомлению детей с природой родного края.

С этой целью и был разработан данный проект, познакомить дошкольников с достоянием нашей страны озером Байкал.

Паспорт проекта

1. Тема: «Байкал- Жемчужина России»

2. Тип проекта : познавательный

Публикация «Познавательный проект „Байкал-жемчужина Сибири“» размещена в разделах

3. Признак проекта : культуроведеческий, экологический

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители,краеведческий музей.

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: долгосрочный

7. Предмет изучения – животный и растительный мир Байкала,Восточной Сибири.

Актуальность.

В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. В нашей группе успешно используются различные образовательные технологии. В частности наш город имеет не менее замечательную историю, есть краеведческий музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музеи. Причины самые разные, но чаще родителям кажется, что детям дошкольного возраста посещать подобные места еще рано.

Для привлечения внимания детей создаются уголки природы и игровые уголки. Это краеведческие уголки, посвященные животному, растительному миру Байкала, традициям и быту бурятского и русского народов.

К созданию уголков родного края пришли не случайно. Тематические выставки, направленные на ознакомление с родным краем и его особенностями, систематически проводятся для дошкольных групп с учетом возрастных особенностей. Посредством наглядно созданных музейных экспозиций педагоги детского сада стараются привить чувство любви к родному краю.

Применительно к дошкольному возрасту можно констатировать то факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагогов детского сада. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 3 – 5 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко)

Противоречия между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ФГОС дошкольного образования, к личности педагога как активного и творческого субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему. В целях разрешения возникшего противоречия нами была выбрана проектная деятельность педагога, детей и родителей в качестве программно-методического, практического и организационного обеспечения образовательного процесса в Основные направления проекта :

- Национально-региональный компонент;

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие.

Цель проекта –

Задачи:

Образовательные:

- выяснить представления детей о родном крае;

- дать представления о природе Байкала, познакомить с его растительным и животным миром;

- разработать перспективный план, конспекты занятий, игр с детьми с использованием мини-музеев ДОУ;

- познакомить с традициями и бытом бурятского и русского народов.

- поддерживать естественный интерес ребенка к родному краю;

- обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через познавательную деятельность в детском саду. - развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края;

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к природе озера Байкал;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты:

- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада;

- формирование эколого-краеведческого мышления;

- приобщить причастность к своему родному краю;

- систематизировать материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала; разработан цикл мероприятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале;

- повысить уровень знаний детей о традициях и быта бурятского и русского народов.

- сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью игр с экспонатами музеев.

План действий:

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности с педагогами, родителями и детьми, с музеем Природы,

6. Работа над частями проекта, его коррекция.

Этапы реализации проекта :

1. Организационный:

– создание и оформление экологических и краеведческих игровых центров под лестницей «мини-музеи», посвященных каждый определенной теме: «Растительный мир Байкала» Животный мир Байкала», «Бурятская юрта», «Русская изба»;

- подбор материала, изготовление экспонатов музеев;

- сбор и анализ литературы;

- подбор сюжетно-ролевых игр;

- подбор наглядного и дидактического материала;

- разработка плана реализации проекта.

2. Деятельностный:

– работа по перспективному планированию;

– взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

занятий с посещением музеев

3. Заключительный:

- оформление презентации проекта «Наследие Байкала»;

- выставка продуктивной деятельности детей;

- итоговое занятие «путешествие по Байкалу»

Перспективно-тематическое планирование:

Месяц Совместная деятельность взрослого и ребенка Работа с родителями

Сентябрь 1. Рассматривание альбомов «», «Священный Байкал», общегеографической карты Иркутской области и Бурятии.

2. интегрированное занятие «Родной край», Государственный флаг, герб, гимн Иркутской области и России, Бурятии.

3. Художественное творчество «Флаг Иркутской области»

4Чтение бурятских и русских сказок «Омулевая бочка», «» и т. д.

Игровая: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Октябрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Бурятская юрта».

2. Беседа «Жилье и быт бурятского народа»

3. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок

4. Рисование «Дом, в котором я живу» Коллективная работа по изготовлению домашней утвари русского человека-сибиряка.

Ноябрь 1. Познавательная беседа «Красная книга Восточной Сибири

2. Чтение стихов, сказок и легенд.

3. Знакомство с растительным миром Байкала».

Организация совместной экскурсии в «Музей природы».

Декабрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Русская изба».

2. Беседа «Жилье и быт русского народа» (посещение мини-музея «Русская изба»)

3. Чтение стихотворений, народных пословиц и поговорок

4. Рисование «Дом, в котором я живу» Организация семейной гостиной «В гостях у»

Январь 1. Бурятские имена. Что они означают?

2. Рассматривание открыток, картин «Национальные костюмы народов Бурятии»

3. Рисование «Женщина в национальном платье», русские национальные костюмы (сарафаны, косоворотки);

4. Подвижная игра «Бэлэг», «Одень куклу». Оформление выставки кукол в национальных костюмах

Работа с родителями (ознакомление с произведениями бурятских и российских авторов)

Февраль 1. Беседа «Ветры Байкала».

2 Фото-выставка подводный и животный мир Байкала

3 Ластоногое достояние Байкала-Нерпа»-беседа, художественное творчество.

Март Знакомство с творчеством иркутских художников

2 «Сибирские узоры»

3. Лепка, тестопластика «Бурятские узоры».

4. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»

Подбор материала к созданию альбома «памятники города…», посвященные достопримечательностям города Усолье –Сибирское, Иркутск.

Апрель 1. Познавательная беседа «Животный мир».

2. Чтение стихов, сказок и легенд.

3. Знакомство с животным миром Приангарья

3. Экскурсия в «Музей Природы». Досуг для детей и родителей «Путешествие в солнечный город»

Май 1. Рассматривание открыток о Байкале.

2. Занятие «Байкал – уникальное творение природы»

3. Чтение «Легенда о Байкале и его дочери Ангаре»

4 Игра – путешествие «Кто быстрее дойдет до Байкала»

Оформление выставки с использованием Байкальских камней.

Использование результатов:

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : воспитателя, детей и родителей, сотрудников музея, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей познавательной деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.

Занятия позволяют детям реализовать свои познавательные потребности и творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий из уже разработанных мероприятий и занятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей.

Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с музеями города. Данная работа позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а, главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть познавательный потенциал.

Педагогический смысл заключается в том, что она помогает воспитать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, работать в коллективе.

Публикации по теме:

Викторина «Байкал-сердце Сибири»Викторина «Байкал-сердце Сибири» Мы с детьми подготовительной группы представили вашему вниманию игру- викторину на тему «Байкал-сердце Сибири». Эта игра является заключительным.

Гражданский урок в старшей группе «Путешествие по родному краю» или «Тобольск-жемчужина Сибири» Цель: Закреплять знания детей о родном крае, городе в котором мы живем и его достопримечательностях. Задачи: Закреплять.

Однодневный проект «Приморье, мой край океанский, жемчужина русской земли» Мини – проект «Приморье, мой край океанский, жемчужина русской земли!» Тип проекта: групповой, познавательно-творческий. Срок реализации:.

Познавательный проект «Матрешка» Познавательный проект «Матрешка» Тип проекта: познавательный. Интеграция областей: «Познание», «Труд», «Музыка», «Безопасность», «Художественное.

Познавательный проект «Это всё — соль» Тип проекта: педагогическое проектирование Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный Возрастная группа: дети 4-5 лет Проблема:.

Проект «Как живет байкал» по экологическому воспитанию детей старшей группы ЦЕЛЬ: расширение знаний и понятий о проблемах экологического характера, касающихся оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни..

Проект: «Летний дождик, он какой?» Краткосрочный музыкально-познавательный проект. В проекте участвовали: Музыкальные руководители МАДОУ "Детский сад № 11" г. Курчатов, Курской обл. - Степанова Н. Г., Нагорная Н. А. Воспитатели.

Проект создания мини-музея «Невидимые санитары озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о невидимых санитарах озера Байкал их роли в механизме самоочищения воды поверхностны,.

Проект создания мини-музея «Серебристое богатство озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о рыбном богатстве озера Байкал поверхностны, часто ошибочны В рассказах о подводных.

Проект создания мини-музея «Славное море — священный Байкал». Старший дошкольный возраст Цель проекта: Уточнить и систематизировать знания детей о своеобразии и уникальности озера Байкал. Задачи проекта: Образовательные: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 09:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД