Лучший педагог года

Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Чудакова
Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 110 «Скворушка»

ПРОЕКТ «БЕРЕЗА - РУССКАЯ КРАСА» Подготовила воспитатель: Чудакова Елена Олеговна

Вологодская область, г. Череповец, 2013 г.

]ПРОЕКТ «БЕРЕЗА – РУССКАЯ КРАСА»

ПРОЕКТ – долгосрочный (2 года, групповой, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети старшего дошкольного возраста (старшая группа, их родители, педагоги группы.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – музыкально-патриотический праздник.

Публикация «Познавательный проект „Береза -русская краса“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА - Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Начиная с младшего дошкольного возраста, патриотическое воспитание осуществляется с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы.

Старшие дошкольники получают знания о природе родного края, разнообразии флоры и фауны на территории области; о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор; о государственной символике.

ЦЕЛЬ – воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.

ЗАДАЧИ:

1. Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

2. Рассказать о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой;

3. Познакомить со стихами, песнями, загадками о березе;

4. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь;

5. Воспитывать любовь к русской берёзке, бережное отношения к ней.

6. Помочь не только понять, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.

8. Помочь детям осмыслить, что берёза – символ Родины, России, один из главных образов народного творчества.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

•Постановка цели и задач ее решения;

•Определение срока реализации проекта и его участников;

•Составление перспективного плана;

•Распределение материала между педагогами, родителями и детьми;

•Наблюдение за березой в разное время года;

•Работа с календарем природы;

•Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки);

•Рассматривание «березовых» пейзажей известных художников;

•Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок;

•Слушание музыкальных произведений.

Основной этап

•Знакомство детей с березой и ее значением в жизни человека;

•Опытническая деятельность;

•Экскурсия в парк 200-летия г. Череповца;

•Посещение библиотеки;

•Оформление фотоальбомов «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».

•Создание плаката «С кем дружит береза?»

•Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».

•Работа с картой Вологодской области;

•Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).

•Знакомство с народными приметами о березе;

•Составление описательных рассказов о березе;

•Составление кроссвордов «Березовый кроссворд»;

•Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса»;

Заключительный этап

•Организация выставки рисунков и аппликаций на тему «Береза - русская краса»;

•Обобщение и оформление материала – «Березовая книга»;

•Музыкально-патриотический праздник;

•Выступления детей с сообщениями о березе, и презентация «Березовой книги» на группах.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

• Создание презентации «Береза - русская краса».

• Составление кроссвордов: «Березовый кроссворд».

• Оформление фотоальбома «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».

• Создание плаката «С кем дружит береза?»

• Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».

• Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).

• Создание картотеки подвижных, дидактических, речевых игр про березу.

• Продукты детского творчества (рисование, аппликация, лепка и пр.).

• Оформление «Березовой» книги.

• Музыкально-патриотический праздник.

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Что знаем?

Береза – это дерево;

Есть черные черточки;

Береза растет из земли;

Есть сережки;

Тонкие ветки, белый ствол;

Береза красивая;

В древности писали на бересте;

Птички любят сидеть на березе;

Можно спрятаться от жары;

Про березу много стихотворений

Что хотим узнать?

Откуда взялись черные полосочки?

Почему есть сережки?

Почему белый ствол?

Можно ли есть бересту?

Как собирать березовый сок?

Почему под березой прохладно даже в жару?

Какую пользу приносит береза?

Что можно сделать из березы?

Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?

Расскажет воспитатель.

Спрошу у бабушки/ родителей.

Узнаем из энциклопедии/интернета.

Узнаем из познавательного фильма/передачи

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:

Познание

1. Рассказ воспитателя и чтение познавательной литературы.

2. Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций.

3. Наблюдения за березой в разное время года.

4. Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.

5. Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.

6. Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

7. Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку».

Создание тематического альбома «Береза»

Коммуникация

1. Беседы о: «Настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулки в парке, лесу, березовой роще».

2. Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом).

«Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование)

3. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

4. Речевые игры: “Как ещё можно назвать берёзу?”, «Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы».

5. Дидактические игры: «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» на развитие речевого дыхания, «Дождик» на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Чтение художественной литературы

1. Подбор художественной литературы о берёзе.

2. Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др.

3. “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).

4. Оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе».

Музыка

1. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.

2. Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).

3. Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

4. Игра на музыкальных инструментах.

Художественное творчество

1. Рассматривание иллюстраций, репродукций о березе.

2. Рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов.

3. «Берестяные умельцы» - рисование, аппликации, ручной труд с использование тонированной бумаги под бересту.

3. Изготовление панно из берёзовых листьев.

4. Берёзовый пенёк” (изготовление поделки из берёзового пенька с применением солёного теста).

Труд

1. Знакомство с профессиями –/дворник/лесник

2. Помощь дворнику в уборке листьев на участке д/с

3. Укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло). Для чего?

4. Сбор листьев для гербария.

5. Сбор материала для изготовления поделок, заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)

6. Изготовление скворечников

7. Ручной труд: изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа

Социализация

1. Экскурсии: по участку детского сада, в парк, в березовую рощу.

2. Посещение библиотеки.

3. Наблюдение за работой дворника.

4. Сюжетно-ролевые игра: «Магазин «Семена», «Озеленитель» и др.

5. Хороводные игры, игры с правилами, настольные игры.

6. Решение проблемных ситуации.

7. Изготовление коллективных работ, изготовление макета “Русская изба” (все предметы из берёзы).

8. Беседы, проблемные вопросы «Почему береза – символ России».

9. Просмотр видео слайдов из российских фильмов с кадрами про березу.

Физическая культура

1. Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад».

2. Физкультминутки: «Листья».

3. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

4. Спортивные игры и соревнования.

Здоровье

1. Беседы: «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников».

2. Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы.

3. Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок.

4. Выставка “Береза в косметике и фармакологии»

5. Дыхательные гимнастики.

7. Целевая прогулка в березовую рощу (семейный фотоотчет).

Безопасность

1. Беседа с детьми:

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

«Почему опасно бегать с палками?».

2. Посуда из бересты. Польза и значение.

3. Изготовление заготовок и выпуск бюллетеня для детей и родителей «Сохраним русскую красавицу».

4. Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Список литературы

1. Береза // Свирелька. – 2000. – №8 (38). – с. 22-26.

2. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение.

3. Епифановская Н. В., Швецова Е. С., Сабурова Л. Н. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста в процессе реализации авторской программы «Первоцвет». – Череповец, 2004.

4. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7. Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.

8. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. – СПб. : «Литера», 2007.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 17:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД