Лучший педагог года

Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»

Ольга Марьина
Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»

Проект «Раз – песчинка, два – песчинка»

Основополагающий вопрос:

для чего человеку нужны такие природные компоненты, как песок и глина.

Проблемные вопросы учебной темы

Как образуется песок? Почему из песка лепить трудно, а из глины нет? Почему вода не проходит через глину? Почему песок сыпется, глина нет?

Дидактическая цель

Развить познавательный интерес к неживой природе

Задачи проекта

Публикация «Позновательно-исследовательский проект „Раз песчинка, два песчинка“» размещена в разделах

Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек).

Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы.

Участники проекта

Дети группы предшкольной подготовки.

Проблемы самостоятельного исследования

Какой из природных компонентов лучше пропускает воду?

Из чего постройки практичнее: из песка или глины?

Сроки проведения. 1 неделя.

1 день. Экскурсия к месторождению глины и песка.

Цель: показать, где в природе можно обнаружить песок и глину

• Показать пласты глины и песка в карьере, взять их образцы и образцы камня, из которых образуется песок.

Исследование с помощью лупы образцов песка и глины, взятых из карьера, у реки.

Опыт: как образуется песок? Два камня потереть друг о друга, рассмотреть песчинки.

2 день. Эксперименты, опыты с песком и глиной.

Опыт 1. легко ли сыпется песок и глина?

Из стаканчика высыпаем песок на бумагу. Легко ли сыпется? (На бумаге рассыпался на песчинки). То же с глиной (глина рассыпалась комочками).

Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2. из чего состоит песок и глина?

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт 3. легкие ли песчинки и частички глины?

В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Опыт 4. куда исчезла вода?

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно (медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.)

Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт 5. лепим из влажной глины и песка.

Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.

Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт 6. пропускаем воду через песок, глину и камешки.

3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись и вода не может пройти через них.

Опыт 7. фильтрация воды.

Через песок пропускаем «грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Игры, помогающие закрепить представление о свойствах песка и глины.

• Дети «становятся песчинками». Как они будут вести себя при этом? Подул ветер – что случилось с песчинками?

• Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? Налетел ветер – что происходит с кусочками глины?

Эксперименты:

Песчаные бури : в банку с песком падаем сильный поток воздуха (насос для мячей). Что происходит?

Норка для мышки: если бы вы были мышками, из чего бы сделали себе норку? Почему? (лепка в песочнице).

• Следы на песке. Где остаются четкие следы: на сухом песке или на влажном? Почему?

Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

3 день. Беседа «где используют песок и глину».

Цель. Познакомить как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.

В ходе беседы, обмена мнениями, дети узнали что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т. к глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.

Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.

Беседа «кто живет в песке?»

Цель. Расширить знание детей о животных, живущих в песчаных пустынях.

Рассмотреть карту мира, найти места раскрашенные желтым цветом. Это песчаные пустыни. Называют животных, живущих в песках. Обсуждаем с детьми, как животные приспособились к жизни в песках. Рассказ воспитателя о приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд, способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи, о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности к передвижению, закапыванию, выведению потомства.

4 день. Моделирование из песка и глины.

Цель. Использовать различные свойства веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

• Конкурс на лучшую песочную постройку. сооружение оцениваются по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

• Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Лепка из глины.

• Посуда и игрушки для кукол.

• Дома наших предков.

5 день. Роспись глиняных игрушек. Подготовка работ к выставке.

Итоговое мероприятие

Устраивается выставка расписных изделий из глины.

С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» М. 2005 г.

Н. А. Рыжова «Песок, глина, камни» М. 1998 г.

«Дошкольное воспитание» №6 / 2000 г.

«Дошкольное воспитание» №7 / 2003 г.

https://images.yandex.ru/yandsearch.

Н. Ф. Виноградова. Программа «Предшкольная пора», раздел 2 «познаю мир».

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

ДрагоценностьДрагоценность Драгоценность (Н. Сакович) Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 14:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД