МААМ-картинки

Практическая часть опыта работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «В мире театра»

Елена Золотова
Практическая часть опыта работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «В мире театра»

С 2009-2010 г. мы начали реализовывать программу «В мире театра».

Развитие театрализованной деятельности дошкольников проходило в 3 этапа:

На первом этапе дети знакомятся с разными эмоциональными состояниями (радость, грусть, страх, злость, удивление, способами их выражения, с графическим изображением эмоций, учатся различать и понимать их. Знакомятся со словами, обозначающими разные эмоциональные состояния. Решению этих задач способствуют: игры и упражнения «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам, «Сделай наоборот», «Зеркало» и др., чтение произведений, просмотр и обсуждение сказок, сценок, этюдов, прослушивание музыкальных произведений, упражнения «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…», дискуссии по рассказам из личного опыта.

Публикация «Практическая часть опыта работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы „В мире театра“» размещена в разделах

На данном этапе дети знакомятся с театром картинок, с содержанием литературного произведения, рассматривают иллюстрации в книгах, для показа используются и картинки, нарисованные детьми.

На втором этапе продолжается работа по развитию эмоциональной, коммуникативной сферы ребенка. Детям предоставляется возможность придумывать игры вместе с воспитателем, которые способствуют развитию воображения, творчества, наблюдательности, выразительности движений, снятию напряжения. Дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют ( разные варианты игр: "Где мы были не скажем, а что делали покажем…", "Доктор Айболит", "Садовник", "Хоровод", "Чьи детки?" и т. д.).

Затем дети самостоятельно импровизируют по содержанию знакомого произведения, используя ролевые диалоги по иллюстрациям. Детям предлагается роль по желанию, выбор по карточкам (где изображен схематично персонаж, назначаются на главные роли наиболее робкие дети, используется проигрывание роли в парах (с педагогом, с ребенком).

На третьем этапе закрепляются представления детей об эмоциях, проводятся игры и упражнения на развитие движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности: "Наседка и цыплята", "Выбери девочку" (выбор на карточке подходящей по тексту девочки, "Сказочные зайцы", "Клубок" и т. д. Дети знакомятся с пословицами и поговорками, в которых встречаются эмоциональные проявления человека: "Слезами горю не поможешь", "Сердце веселится – и лицо цветет" и т. д. Содержание сказок разыгрывается с помощью театра игрушек, би-ба-бо, дети показывают его друг другу, учатся выражать и переживать чувства героев, показывают образ, характер того или иного персонажа. Затем идет непосредственная работа по подготовке драматизаций (репетиции, подбор костюмов, атрибутов и т. д.). Для инсценировок используются знакомые сказки на новый лад.

На каждом этапе большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию детей.

Для реализации наших задач мы использовали следующие методы:

- сюрпризный момент помогает вызвать интерес к занятию, повысить творческую активность детей;

- чтение, рассказ воспитателя используется при ознакомлении детей с литературными произведениями или с какой-либо информацией познавательного характера;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы) позволяет развивать интерес к театрализованной деятельности, помогает детям выявлять характерные особенности персонажей, закреплять знания о различных эмоциональных состояниях, правилах общения, поведения;

- беседа, вопросы помогают детям освоить содержание литературного или познавательного материала, выявить отношение дошкольников к услышанному;

- вопросы поискового характера, создание проблемных ситуаций помогают активизировать мышление ребенка, развивают самостоятельность при решении различных проблем;

- показ воспитателем разных способов действий направлен на то, чтобы ребенок понял и освоил материал на основе образца взрослого;

- упражнения и игры: по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); по социально-эмоциональному развитию; по развитию моторики рук, дыхания, правильной артикуляции. Они используются для закрепления у детей различных навыков и умений в соответствии с поставленными на занятии задачами.

- выбор детьми роли по желанию помогает выявить интересы, предпочтения дошкольников, активизирует их творческие способности;

- назначение на главные роли наиболее робких застенчивых детей позволяет повысить их самооценку, повышает творческую активность и самостоятельность;

- распределение ролей по карточкам со схематичным изображением помогает освоить способы бесконфликтного выбора, развивает у детей навыки работы со схемами, моделями;

- проигрывание ролей в парах используется при закреплении текстов инсценируемых произведений, развивает диалогическую речь детей, умение договариваться и действовать в мини-группе;

- поощрение направлено на активизацию деятельности детей, выявление положительного опыта;

- игры-драматизации помогают развивать актерские и режиссерские навыки детей, самостоятельность при выборе средств передачи образа, изменении сюжета в соответствии с собственным замыслом;

- разыгрывание сказок, этюдов, инсценировок направлено на развитие актерских (выразительность мимики, движений, интонационная выразительность речи и т. д.) и режиссерских навыков (умение строить сюжет в соответствии с заданным текстом или изменять его, умение отстаивать свое мнение и выслушивать мнения других и т. д.);

- сочинение сказок развивает монологическую и диалогическую речь детей, интерес к сочинительству, творческие способности;

- слушание музыкальных произведений сопровождает творческую деятельность детей, развивает интерес к ней, повышает эмоциональный фон занятия.

Мы выбрали следующие формы работы :

1. Занятия комплексные, в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, социально-эмоциональная игра;

- театрализованная деятельность (игры-драматизации, игры-имитации, разыгрывание сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения (мимики, жестов, движений, дикции, интонационной выразительности и т. д.); продуктивная деятельность (рисование по темам занятий, создание костюмов, декораций, атрибутов); музыкальная деятельность (слушание, пение, инсценировка песен, музыкальные игры).

- эмоциональное заключение, игры на развитие коммуникативных навыков.

2. Занятие – игра. На данном виде занятий используются различные игры, игровые упражнения для развития и закрепления знаний, умений и навыков. Игры способствуют развитию активной творческой деятельности детей, самостоятельности.

3. Совместная деятельность детей и взрослых. На этих занятиях "царит" атмосфера сотрудничества и творчества. Особенно эффективна данная форма организации занятий при подготовке к спектаклю. Изготовление костюмов, атрибутов – трудоемкая работа, детям сложно с этим справиться. Им на помощь приходят родители, происходит взаимное обучение.

4. Посиделки. Это один из вариантов совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Здесь сочетается познавательный рассказ с творческими заданиями, музыкальной и литературной деятельностью. Данная форма занятия объединяет всех участников, вызывает интерес к совместной, творческой деятельности.

5. Игра – драматизация. В ее основе лежит отображение событий, действий, отношений, которые описываются в литературном произведении (или собственных инсценировках). Перевоплощаясь в героев, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Игра-драматизация проводится с детьми, когда они уже освоили основные навыки театрализованной деятельности. Дошкольники сами выбирают выразительные средства для передачи образов и даже могут в процессе игры изменить сюжет первоисточника.

6. Показ спектакля детьми проводится с целью определения уровня развития актерских навыков детей, для выявления их творческих способностей. Это подведение итогов по работе над инсценировкой литературного произведения.

Условия для занятий:

Занятия проходят в группе или музыкальном зале, в зависимости от поставленных задач.

В начале мы изготовили картотеку пальчиковых игр для развития, этюдов на релаксацию, эмоциональных игр для развития мимики и жестов. Была составлена фонотека, где были подобраны классические произведения детского репертуара, сопровождающие детскую активность (в соответствии с темами).

В центр «Игра» поместили многофункциональную ширму для показа кукольного театра и других режиссерских игр. На удобных полочках, доступных детям, расположены разные виды театра, сделанные воспитателями вместе с детьми и родителями. Это теневой театр «Теремок», театр игрушек из конуса, баночный пальчиковый театр, би-ба-бо, театр картинок, тактильных ощущений. Пополнили уголок дидактическими играми на развитие эмоциональной сферы: «Эмоциональный кубик», «Изобрази героя сказки», «Смешной портрет», «Придумаем загадки о сказочных героях» и т. д.

Для игр-драматизаций, концертов, разыгрывания этюдов приобрели элементы костюмов, головные уборы, маски-шапочки, изготовили «волшебный сундучок» с предметами заместителями. Вместе с музыкальным руководителем в детском саду открыли костюмерную, где находятся костюмы, реквизиты, декорации для проведения праздников, показов спектаклей, игр-драматизаций.

Взаимодействие с родителями:

Развитие театрализованной деятельности, накопление эмоционального чувственного опыта детей – это длительная работа, которая требует участия родителей. Из анкетирования родителей на собрании мы выявили их интересы, увлечения, способности. Оказалось, что наши родители мастера на все руки: у многих хорошие организаторские, театральные, художественные навыки. Анкетирование позволило нам подойти к членам семей дифференцированно. Это позволило наметить формы участия родителей в программе с учетом их личных склонностей, умений, способностей. Например, родителям с хорошими организаторскими, театральными способностями предложили участвовать в праздниках, досугах, посиделках, проведении экскурсий, игр, в которых родители и дети являются полноценными участниками. Родителям, которые хорошо рисуют, предлагаем помочь в оформлении декораций, пособий к спектаклям. Мастера по пошиву одежды оказывают свою помощь в подборе, пошиву костюмов и т. д.

Мы стараемся уважительно относится ко всем родителям, независимо какого социального статуса, семейных условий, от поведения ребенка и его развития. Участие родителей в совместной с детьми театрализованной деятельности вызывает у дошкольников много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в постановках, тем самым сближая семью с жизнью детей в детском саду. Совместная наша работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей.

Публикации по теме:

Настроение в варежкахНастроение в варежках В работе с дошкольниками большое внимание уделяю социально-нравственному развитию детей. Одной из задач моей работы является - ознакомление.

Пособие «Азбука эмоций»Пособие «Азбука эмоций» Пособие «Азбука эмоций» предназначено для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-7 лет. Дети знакомятся не только с названиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая часть опыта работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «В мире театра»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 15:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД