Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Светлана Потапова
Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»

В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы:

1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.

2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности

3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.

4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей

5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.

6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС

7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников

Итак, начинаем.

1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

?: Как вы считаете, на самом ли деле вопросы экологического воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план?

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

?: Действительно ли существуют проблемы познавательного развития (экологического воспитания, в том числе и дошкольников, в современном обществе?

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

?: Какой возраст является базой для формирования основ экологического воспитания?

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

?:Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем первый флажок!

2 ведущий:

2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности.

?:К какой образовательной области относиться экологическое развитие?

Познавательное развитие.

?:Назовите основную цель познавательного развития?

развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

?:Познавательное развитие (экологическое воспитание) детей предполагает решение следующих задач. Какие это задачи? (задачи расположены на мольберте).

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,

-Формирование познавательных действий, становление сознания,

-Развитие воображения и творческой активности,

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,

-Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках,

-Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

?:Что необходимо учитывать при реализации образовательной области «Познавательное развитие»?

•познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

•значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;

•огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая и др.);

•реализация задач образовательной области обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Но чтобы решить эти задачи природа и педагогика выдвигает следующие принципы. Они все последовательны (принципы изображены в виде чаек).

Раздаётся крик чаек. А вот и принципы! Я приглашаю по желанию 10 человек найти эти принципы и зачитать их. Нужно выстроить последовательность.

1. Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей.

2. Принцип позитивизма - воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;

3. Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);

4. Принцип системности - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;

5. Принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;

6. Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;

7. Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;

8. Принцип безопасности - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к себе и окружающей среде.

9. Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.

10. Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех образовательных областей;

?:Принцип интеграции экологического воспитания детей дошкольного возраста с другими образовательными областями, я предлагаю рассмотреть подробнее.

(Воспитатель смотрит в бинокль и видит бутылочки с SOS – сообщениями. В бутылочках спрятаны сообщения, надо достать их и ознакомить коллег.)

«Физическое развитие» -

Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности дети под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями, знакомят с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей

«Социально-коммуникативное развитие» -

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Организация активной практической, самостоятельной и интеллектуальной деятельности детей и педагога по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья, повышение готовности детей к усвоению умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир».

«Речевое развитие»

Процесс экологического развития во всем ее многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон, при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей

«Познавательное развитие» -

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, и возрастные особенности. Логическую завершенность в системе познавательного развития «природа – человек – общество – природа».

«Художественно-эстетическое развитие»

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Какое место в образовательном процессе занимает экологическое воспитание?

Формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя НОД, совместную деятельность (труд, игры, досуги, чтение и др., он придает им воспитывающий характер.

?:Какой можно сделать вывод из вышесказанного?

Интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие паруса для огромного корабля.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем второй флажок! Поднять флаг!

3 ведущий:

3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

На нашем корабле есть сундук с драгоценностями, давайте посмотрим, что же в нем. А в нем золото, не простое, а с гравировкой.

Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Давайте систематизируем наше золото согласно данной классификации.

Сенсорные. Развитие мышления, памяти и внимания;

Различные виды деятельности;

Вопросы детей;

Развитие логики;

Развивающие игры.

Интеллектуально-познавательные.

Развитие любознательности;

Развитие познавательной мотивации;

Развитие воображения и творческой активности.

Интеллектуально-творческие.

Формирование специальных способов ориентации;

Экспериментирование с природным материалом;

Использование схем, символов, знаков.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем третий флажок! Поднять флаг!

1 ведущий:

4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей.

?:Уважаемые коллеги, давайте вспомним — посадив семя, что необходимо делать?

Конечно же, ухаживать. И в нашем случае, мы не будем упускать из вида этот момент.

?:Как нужно ухаживать?

Очень просто — создать условия.

?:Что такое условия если мы например говорим о природном объекте?

это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной.

В данном случае естественную среду ассоциируем с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.

?: В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем?

Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике.

Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать.

?:О какой среде у нас с вами сейчас пойдёт речь? Как она называется согласно ФГОС?

Центр науки (Центр природы и экспериментирования)

?: Уважаемые коллеги, поделитесь, чем вы обогащаете внутреннюю среду? (Центр природы и экспериментирования):

- комнатные растения (согласно возрасту детей);

- календарь природы;

- материалы для развития трудовых навыков;

- паспорта растений;

- папки-передвижки на экологическую тематику;

- макеты,

- материал для проведения элементарных опытов;

- обучающие и дидактические игры по экологии;

- природный и бросовый материал;

- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

- материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;

- аудио материал на природоведческую тематику.

?:Как вы считаете достаточно ли использовать и обогащать только внутреннюю среду?

На мой взгляд использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому мы с вами используем в своей работе внешнюю среду.

?: Что это за среда? Как вы используете в своей работе внешнюю среду?

Оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;

Оформление учебно – опытного участка: выращивание растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;

Совместно с детьми определяем погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляем характерные особенности погоды в любое время года.

Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть, как мало, так и много. Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем четвёртый флажок! Поднять флаг!

2 ведущий:

5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.

?: Назовите формы работы по экологическому воспитанию дошкольников, используемые в нашем Учреждении.

(в ёмкости находятся распечатанные рыбки с названиями форм работы, воспитатель предлагает поймать педагогам по рыбке и назвать форму работы, затем выпустить рыбку в море)

В нашем дошкольном учреждении проектная деятельность уже является можно сказать не инновационной, а традиционной формой работы. Я думаю, в каждой группе реализуются или будут реализованы проекты экологической направленности.

?:Уважаемые педагоги поделитесь снами опытом по реализации ваших проектов.

?:А теперь я предлагаю распределить методы. И раскрыть каждый. (Педагоги условно делятся на три микро группы и каждая микро группа раскрывает один метод).

Методы:

наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация видеофильмов разного жанра);

практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, моделирование)

словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы, рассматривание учебно-наглядных пособий, календарь погоды, тематические рисунки);

?:Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного?

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем пятый флажок! Поднять флаг!

3 ведущий:

6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС (открываем шестой флажок).

Условия:

• педагогические;

• эстетические;

информационные;

• материально-технические;

• здоровьесберегающие;

• социальные.

Педагогические условия заключаются в разнообразии форм и методов экологического воспитания детей. Например, экскурсии, природоведческие беседы, экологические выставки, познавательно-экологические праздники и развлечения, изучение детских энциклопедий, просмотр видеороликов, презентаций, опыты и эксперименты, прогулки, использование творческих и исследовательских проектов.

Эстетические условия экологического воспитания. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, то есть особое эмоциональное отношение. Исходя из этого эстетические условия экологического воспитания – это способность видеть и чувствовать прекрасное в мире природы, испытывать бережное и гуманное отношение к природе.

Информационные условия экологического воспитания заключаются в разнообразие источников информации. Информационное пространство может быть естественное и искусственное. Естественное – это окружающий мир, камни, песок, деревья и так далее. Искусственный источник информации: компьютер, интернет, книги, журналы и так далее.

Материально-технические условия экологического воспитания заключаются в: создание уголков природы, «живых» уголков, «огород на подоконнике», перечня экологических игр, муляжей, дидактический материал, приборы и инструменты и так далее. Важным условием является наличие информационных и коммуникационных технологий, позволяющих эффективнее осуществлять образовательно-воспитательный процесс.

Здоровьесберегающие условия экологического воспитания заключаются в проведении мероприятий и праздников, посвященных проблемам здоровья и связи здоровья с экологической ситуацией в мире, осознанию ребенка частью природы. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе. Применение информационных и коммуникационных технологий не должно наносить ущерб здоровью дошкольника, соблюдение эргономики организации процесса обучения и воспитания.

Социальные условия экологического воспитания заключаются во включении родителей, так как от того как относятся родители к окружающей среде, зависит отношение детей. Важно помнить, что, воспитывая детей уважать природу нужно, прежде всего, в себе сформировать чувства видения прикрас окружающей среды, через любовь к природе, к своему краю, к своей Родине! Формы работы: родительское собрание, консультации, совместные работы детей и родителей.

Соблюдение всех условий экологического воспитания даст возможность более эффективней развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста, ведь от того как подрастающее поколение будет относиться к природе зависит жизнь и здоровье людей, да и всего живого.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем шестой флажок! Поднять флаг!

1 ведущий:

7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников (открываем седьмой флажок).

?: Каким образом и через какие формы работы осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, ДОУ и социальных партнёров в вопросах формирования экологической культуры дошкольников?

?: Какие формы работы с родителями вы используете в своей работе в рамках группы?

Работа с родителями осуществляется в системе педагогами во всех возрастных группах по четырем направлениям: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем седьмой флажок! Поднять флаг!

2 ведущий: Анализ корабля

Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какой красивый корабль у нас получился, и какие выводы можно сделать в результате проведения круглого стола:

-Тема «Формирование экологической культуры дошкольников» актуальна, важна, необходима, значима в современном обществе, в системе дошкольного образования.

-Существуют проблемы экологического воспитания дошкольников в современном обществе.

-Формы и методы экологического воспитания дошкольников, используемые в нашем Учреждении, эффективны.

-Велика роль семьи в экологическом воспитании дошкольников.

-Важная роль отводится педагогам в вопросах просвещения родителей, формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

-Поэтому первостепенной задачей педагогов является повышение профессионального уровня в вопросах экологического воспитания дошкольников путем самообразования, КПК, участия в научно-методической работе.

Наш чудесный корабль «Экология» к плаванию готов. Он отправляется в экологическое путешествие. Приготовиться к отплытию! Пассажиров просим занять места на палубе! Мы желаем нашему кораблю, чтоб в море встречались только чистые, благородные люди, готовые делиться теплом своей души. Попутного ветра, и счастливого плавания.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Праздники
Автор публикации:
Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 20:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...