МААМ-картинки

Практическое использование ИКТ в начальной школе

Елена Василатий
Практическое использование ИКТ в начальной школе

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. [5]

Публикация «Практическое использование ИКТ в начальной школе» размещена в разделах

На мой взгляд, в настоящее время школа, особенно начальная, переживает серьезные преобразования. Еще двадцать лет назад, для того, чтобы получить новую информацию, надо было неделями ждать письма или журнала. А сейчас достаточно одного клика мыши. Сегодня в жизни людей информация занимает одно из главных мест, способствует формированию всех сфер человеческого бытия. Жизнь в таком информатизированном обществе открывает перспективы для безграничных и свободных коммуникаций, раскрывает интеллектуальные возможности людей. И, как следствие, сегодня наступает эпоха, в которую качество образования невозможно переоценить.

Сегодня нужны такие методы обучения, которые облегчали и ускоряли бы передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с материалом, повышали производительность учебного труда и труда педагога. Такие методы обучения можно реализовать на основе использования информационных технологий в образовании.

Что же такое информационные технологии?

Информационные технологии (англ. information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники[4].

Согласно определению, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов [7].

В наше быстро меняющееся время современный ученик должен: уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях; приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач; владеть навыками преодоления стереотипов мышления; развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью [6]. В связи с этим подача готовых знаний, которая практиковалась в школах до сих пор, становится не эффективной, она не отвечает новым требованиям современного общества. Как сделать урок интересным и добиться того, чтобы дети прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель начальных классов при подготовке и проведении урока.

Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. В прошлом подготовка наглядности занимала много времени и труда учителя. Сейчас на помощь учителю пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания). Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования.

Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

Мне очень нравятся высказывания ученых, которые, на мой взгляд, очень точно и понятно сформулировали задачи современного образования, хотя и высказывали их задолго до этого:

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А. Н. Теренин)

Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат: функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

Всеобщая тенденция применения информационных технологий в образовании находит свое отражение и в преподавании математики. Математика в своем изложении должна обязательно сопровождаться наглядностью, особенно это относится к начальному курсу математики. Поэтому математика является тем предметом, который позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами электронного оформления [9].

На уроках математики я использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Я включаю в процесс обучения ещё и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» [2]. Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря программе Microsoft Power Point я составляю презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания использую фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам: «Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания», «Вычитание суммы из числа», «В гости к осени», «Животные дикие и домашние», «Виды текстов», «Из детских журналов», «Новогодняя ёлочка».

Я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы [1].

ИКТ я также широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. [4]

Используя в своей работе ИКТ, я пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной школы, соответствует требованиям века грядущего.

Мне приходится бывать на открытых урока учителей своей школы, района, к сожалению не всегда информационно-коммуникативные технологии работают на уроке с максимальной эффективностью. В большей степени это конечно связано с личностью учителей, которые считают, что можно обойтись и без этих "технических новинок". Но сейчас у каждого ученика в классе дома есть компьютер и интернет, причем дети разбираются в них гораздо больше, чем взрослые, так вправе ли школа отставать от современного течения жизни общества? Ведь новые стандарты требует от нас воспитать творческую, самостоятельную личность, приспособленную к жизни в современном обществе. ИКТ помогает учителю следовать заданной цели и ученику лучше, быстрее и безболезненнее усваивать знания.

В заключении хочу сделать такой вывод: педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Но надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс применить необходимо. [3]

Библиографический список:

1. Атапина Т. В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.

2. Гадустова Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г

3. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С. 3 – 13.

4. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2 2009г

5. Завьялова О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат, 1975.

7. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования// Образовательные технологии: Сб. науч. Ст. вып. 1.

8. Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.

9. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/ сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008.

Публикации по теме:

Работа с одарёнными детьми в начальной школе Л. В. Сурикова (Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина) surikova59@yandex.ru Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Аннотация. Каждый ребёнок.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Сурикова Людмила Витальевна учитель начальных классов МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Здоровье.

Использование ИКТ в начальной школе Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества.

Мероприятие в начальной школе. «Рождество Христово» МЕРОПРИЯТИЕ «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» Цели: 1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России. 2. Воспитывать чувство.

Фотоотчёт «Неделя экологии в начальной школе»Фотоотчёт «Неделя экологии в начальной школе» 2017 год - объявлен годом экологии. Наша предметная неделя выбрана не зря. Неделя окружающего мира окончена. Сегодня подводили итоги всей.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Цель обучения ребенка состоит в том, .чтобы сделать его способным развиваться.

Сценарий новогоднего праздника в начальной школеСценарий новогоднего праздника в начальной школе ценарий новогоднего праздника в начальной школе (Звучит фонограмма «Кабы не было зимы», фон на слова ведущего) Ведущая: Добрый день уважаемые.

Сценарий новогоднего утренника в начальной школе «Баба Яга против!»3. Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Школьники и шалунишки! 2Ведущий: Лесом частым, Полем вьюжным.

Сценарий праздника «8 марта» в начальной школе Сценарий праздника в начальной школе "8 Марта – женский день!" Цели: - прививать любовь к самому близкому человеку на земле – маме;.

Выпускной бал в начальной школе Выпускной бал в начальной школе. Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашем нарядном зале. Сегодня мы собрались,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое использование ИКТ в начальной школе
Опубликовано: 30 января 2018 в 23:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД