Папки-передвижки

Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»

Елена Бебякина
Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»

Задачи:

1. Знакомить родителей с различными формами общения ребёнка.

2. Дать рекомендации по организации общения с дошкольником в процессе познания.

3. Создать условия для применения полученных знаний на практике.

Ход консультации:

Ребёнок рождается на свет с готовой потребностью в общении. Первая форма общения ребёнка была названа ситуативно-личностной. Сначала это выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребёнка, улыбается, разговаривает с ним, он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потребность во внимании взрослого первая и основная потребность в общении – остаётся у ребёнка на всю жизнь. В младенческом возрасте удовлетворить эту потребность очень просто. Нужно чаще улыбаться ребёнку, разговаривать с ним, ласкать его. Если же на первом году жизни ребёнок не получает достаточно внимания от близких, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте неудовлетворённую потребность во внимании взрослых бывает очень трудно.

Публикация «Практическое занятие для родителей „Организация общения с ребёнком в процессе познания“» размещена в разделах

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребёнка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый, сколько предметы, его окружающие. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребёнка с взрослыми - ситуативно-деловая – и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве.

Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием, а тем, что у него есть разнообразные предметы и он умеет что-то с ними делать.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Взрослый и ребёнок уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходят за её пределы. Предметом общения ребёнка с взрослыми могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о птицах, которые улетели в тёплые страны, об устройстве машины. Данное общение носит название - внеситуативное.

Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.

Личностная форма общения возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.

Но сегодня мы поговорим с вами о познавательном общении, которое складывается у ребёнка примерно к 4-5 годам. Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому.

Для выяснения способности ребёнка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребёнка знания – о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребёнок или что он понял, а как обсуждение прочитанного. В беседе в равной мере должен участвовать как взрослый, так и его младший собеседник. Необходимо наблюдать, насколько увлечён ребёнок. Задаёт ли он вопросы, рассказывает ли он о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние предметы. Если ребёнок не проявляет интереса к содержанию книжки, смотрит по сторонам, стремится поскорее закончить беседу, возможно, его познавательные интересы ещё не развиты, познавательная форма общения с взрослым ему не по плечу.

Здесь важно, что значение эмоционально-тёплых, живых отношений с взрослыми для развития ребёнка состоит в том, что возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребёнка к новым для него областям действительности.

Действие должно осуществляться в контексте значимых для ребёнка мотивов и быть осмысленно как своё собственное, а не навязанное. Поэтому очень важно, чтобы предмет будущей деятельности ребёнка был выразительно представлен через взрослого.

Упражнение 1 «Интересный предмет».

Участникам предлагается разбиться на пары. Каждая пара берёт карточку с изображением предмета или его названием. Необходимо придумать и продемонстрировать беседу с ребёнком, превращающую обычный предмет в интересный для ребёнка.

Обсуждение упражнения:

Участники, изображающие «детей» обсуждают, интересно ли было в беседе «родителем», что особенно заинтересовало, какие приёмы взяли бы при беседе со своим ребёнком.

Вывод: Родитель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы, стимулировать вопросы детей. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность детей, хвалить за интересные вопросы, обязательно отвечать на них.

Во время выполнения задания успех ребёнка в усвоении новых знаний в большой мере зависел от того, насколько удалось заинтересовать ребёнка, мотивировать его.

Однако в упражнении брали предметы изучения, интересные в познавательном отношении. Но часто в процессе школьной жизни ребёнку приходится заниматься не слишком интересной деятельностью (например, письмо в прописях, решение длинных столбиков примеров). Как же заинтересовать ребёнка подобной деятельностью. Чтобы понять это, проводится следующее упражнение.

Упражнение 2.

Участники делятся на пары. Справа - взрослые, слева – дети. Ребёнок под руководством взрослого должен нарезать из бумаги одинаковые полоски.

Полоски должны быть ровными, темп деятельности ребёнка должен быть быстрым.

1. Необходимо заинтересовать ребёнка данной деятельностью (Например сказать: «Сейчас мы с вами откроем макаронную фабрику»).

2. Показать способ выполнения деятельности (Как лучше сделать, чтобы полоски были одинаковые и ровные).

3. Необходимо поддерживать интерес ребёнка (Хвалить ребёнка за успех, подбадривать, следить, чтобы задание выполнялось качественно).

4. Реакция взрослого на работу ребёнка должна быть эмоциональной.

Обсуждение упражнения: Интересно было ребёнку? Что у взрослого вызвало наибольшее затруднение? Что мешало, что помогало в работе?

Вывод: Ребёнку сложно выполнять монотонную, неинтересную работу. Но если взрослый покажет свою заинтересованность, всё объяснит, будет поддерживать и поощрять ребёнка, любое задание станет по плечу.

В организации познавательного общения значимо также умение ребёнка работать в команде, удерживать общую цель, придерживаться правил выполнения задания. Это приобретает особое значение с началом учебной деятельности.

Следующее упражнение поможет понять значение этих навыков в организации познавательной деятельности детей.

Упражнение 3. «Конструктор».

Участники игры берут на себя роли (На листах бумаги указаны роли: архитектор, прораб, строитель 1, строитель 2, строитель 3, строитель 4, кладовщик 1, кладовщик 2)

Архитектор – рисует проект, описывает его.

Прораб – руководит строительством.

Строители 1, 2, 3, 4 – строят здание.

Кладовщик 1 – выдаёт детали с одной ячейкой, кладовщик 2 – с двумя ячейками.

Правила строительства:

1. Кладовщикам давать детали только по просьбе строителя и только по одной.

2. Строителям не вмешиваться в работу других строителей, если есть замечания – обращаться к прорабу.

3. Все детали должны быть задействованы.

4. Прораб может подсказывать, задавать ход стройки, оценивать проделанную работу.

Обсуждение упражнения: Какие трудности у вас возникли? С чем они, по вашему мнению, связаны?

Вывод: Большое значение для познавательной деятельности имеет умение и готовность ребёнка работать сообща.

Итог занятия: Мы выполнили разные упражнения. Чему они нас научили?

Во-первых, любой деятельностью необходимо ребёнка заинтересовать.

Во-вторых, необходимо поддерживать интерес.

Например, в ситуации возникновения неуспеха интерес может угаснуть, появиться страх перед возможной ошибкой. Поэтому необходимо поддерживать ребёнка в любой ситуации, не ругать за неудачи, хвалить за успехи, не предъявлять завышенных требований.

В-третьих, учить считаться с мнением других, работать в команде.

Литература: Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?/ ТЦ СФЕРА 2007 г.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 18:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД