Практическое занятие на тему: «Мы путешественники в мир природы» (для подготовительной к школе групп)

Любовь Лобанова
Практическое занятие на тему: «Мы путешественники в мир природы» (для подготовительной к школе групп)

Программное содержание:

Развитие познавательных способностей у детей, учить детей понятию, что природа – это наш общий дом, учить детей различать предметы рукотворного и нерукотворного миров в окружающем, называть объекты «живой» и «неживой» природы, закреплять знания о временах года, закреплять у детей знание о правилах поведения в природе, учить бережному отношению к природе и друг другу, делать оригами – животных и обитателей водного мира, доставлять радость от участия в инсценировке.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сколько времен года вы знаете? Назовите их. Ответы детей.

Какое время года после весны, после осени? Ответы детей.

Дети, почему за весной идет лето, за летом осень, потом зима? Почему это повторяется каждый год? Ответы детей.

Потому что наша земля вращается, летает вокруг солнца. Пройдет земля круг – окончился год. Начинается новый полет земли вокруг солнца – начинается новый год. Земля в своем ежегодном полете по-разному подставляет солнечным лучам свои круглые бока. Зимой солнце скользит лучами по земле, не согревая ее. Летом солнечные лучи падают прямо на поверхность земли, поэтому в летние месяцы много тепла и света.

Сейчас мы проведем с вами опыт. Берем обогреватель и два полотенца. Одно весит прямо перед обогревателем, а второе под углом. Из опыта через некоторое время мы узнаем, где быстрее высыхает полотенце и на этом опыте видим, как земля обогревается в разное время года.

Дети выходят с картинками времен года и читают стихи:

На полянке и у тропинки

Пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

(Весна)

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Лето)

Вянет и желтее

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

(Осень)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Зима)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете времена года.

Словно крыша над землей голубые небеса,

А под крышей голубой горы, реки и лес,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

Воспитатель: А нельзя назвать природой то, что сделано руками человека?

А машины есть в природе?

Дети: Нет, потому что они сделаны руками человека, а лошадь и верблюд – на которых ездит человек – это уже что? – природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними. Они без него существовали в природе.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. На что похож вертолет? На стрекозу. А подводная лодка? На кита.

Представьте дети, что мы находимся на вертолете и летим над землей. Заняли свои места. Всю природу на планете Земля можно разделить на 2 огромных мира: мир живой и неживой природы. Вот перед нами картинки. Помогите разделить их на живую и неживую природу.

Дети берут по одной картинке, показывают гостям и определяют предметы. Если природа, то указывают живая или неживая.

Стул – это не природа, потому что сделан руками человека.

Живая природа – это то, что движется, развивается, размножается и умирает.

Игра: «Живая и неживая природа».

Объекты живой природы, дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Как называется этот дом? Природа. Когда-то давно для человека единственным домом была природа. Потом он научился строить дома, летать на самолетах, но все равно единственным домом остается природа. Почему?

Дети: Потому что без природы человек прожить не может (без воды, воздуха, солнца, растений, животных).

Наш вертолет приземлился на землю. Вот перед нами и дома: «обычный дом» и «дом природы». Давайте спросим их.

1-ый ребенок: В нашем доме светло от лампы.

2-ой ребенок: В природе солнце светит и греет.

1-ый ребенок: А в нашем обычном доме есть обогреватель, батареи.

2-ой ребенок: В природе идет дождь.

1-ый ребенок: В нашем доме есть душ.

2-ой ребенок: В природе ветер.

1-ый ребенок: В доме вентилятор.

2-ой ребенок: В природе под ногами земля, почва.

1-ый ребенок: В доме пол, а него стелят ковер.

2-ой ребенок: А в природе трава.

1-ый ребенок: В обычном доме есть каменные стены и деревянные.

2-ой ребенок: В природе горы и деревья.

1-ый ребенок: У нас горит пламя на газовой плите.

2-ой ребенок: А в природе огонь вырывается из вулкана.

В природе выпадает снег, накапливается на горах.

1-ый ребенок: В обычном доме человек делает снег в холодильнике.

2-ой ребенок: В природе дикие животные.

1-ый ребенок: В обычном доме домашние.

2-ой ребенок: В природе дикорастущие растения.

1-ый ребенок: В обычном доме комнатные растения.

Постепенно дети заполняют оба стенда попарно.

А вот новая игра:

Обведи карандашом слова и рисунки, которые обозначают рукотворный мир и нерукотворный.

Давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубили…».

Предлагается игра: «4 стихии».

Ребята, посмотрите, что я нашла. Это сообщение оставили обитатели леса. «В этих окрестностях появились: возмутитель спокойствия рек и озер «Водомут», разоритель птичьих гнезд «Птицегуб» и нарушитель лесной тишины «Крепкосвист». Они обижают природу. Что делать?

Дети идут природе на помощь.

Воспитатель: Давайте отправимся на поиски хулиганов. По брошенным бумагам, мусору и т. д. они находят нарушителей и приводят в зал.

Нарушители идут, свистят, целятся в птиц, кидают мусор.

Воспитатель: Почему вы шумели в лесу?

Водомут: Это разве шум? (Жене) Ну-ка Крепкосвист, свистни как следует.

Воспитатель его останавливает и говорит: «Ведите себя примерно, не безобразничайте!».

Все трое: Мы не знали.

Воспитатель: Придется вам объяснить. Ну-ка ребята, скажите, как нужно себя вести в лесу?

1-ый ребенок: Лес – это дом многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы и звери готовятся к зиме, а вы подняли шум, принесли в лес музыку.

Воспитатель: А ты, Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы научился меткости не на птицах, тренируй свой глаз, бросая мячик в цель. Бросает мячик в обруч.

2-ой ребенок: Не стыдно тебе обижать маленьких птиц, которые приносят людям только пользу?

3-ий ребенок: И дерево повредил, когда делал рогатку.

Воспитатель: Ну-ка выброси рогатку и больше не носи ее.

Птицегуб: (виновато). Обещаю.

Воспитатель: Ребята, а что мы будем делать с Водомутом? Посмотрите сколько всякого мусора у него! Он и его друзья бросают в реку битые бутылки, разные пакеты, крошат пенопласт и всячески портят красоту.

4-ый ребенок: Из-за таких, как он порезал ногу наш Ваня, когда купался.

5-ый ребенок: Да. Они вообще какие-то дикие, даже не поздоровались.

Воспитатель: Нет, мы вас так не отпустим. А ну-ка, выбрасывайте всю эту гадость! (в ведро выкидывают мусор и все чем набиты карманы Водомута).

4-ый ребенок: Пусть идут на пенек и сидят там пока не поймут как нужно себя вести в гостях у природы.

2-ой ребенок: Мы хотим, чтоб птицы пели.

Чтоб вокруг леса шумели.

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась.

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

5-ый ребенок: Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Трое: (сбивчиво) Женя: Ребята простите, Честное слово.

Костя: Это мы от скуки.

Гриша: Мы уже поняли. Возьмите нас к себе.

3-ий ребенок: Тогда отвечайте, как нужно вести себя в природе?

Крепкосвист: Нельзя уметь, мусорить, бить стеклянную посуду, бросать пустые консервные банки.

2-ой ребенок: А птичек и зверушек можно обижать?

Птицегуб: Нет, мы больше не будем.

3-ий ребенок: А деревья и кусты можно ломать?

Водомут: Нет ребята, мы обещаем, что не будем обижать обитателей леса, природу.

Воспитатель: Поможем им стать хорошими, простим ребята.

Дети: Да!

4-ый ребенок: Ладно, пусть остаются с нами.

Воспитатель: А сейчас наши дети покажут, как они хорошо знают водоохранные и запрещающие экологические знаки.

Дети отвечают.

Воспитатель: А как мы любим птиц.

Стихотворение о птицах.

6-ой ребенок: Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нм синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, прилетели снегири,

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

4-ый ребенок: В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

3-ий ребенок: Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубою

И просторный и большой

Дом кружится возле солнца

Чтобы было на тепло

Чтобы каждое оконце

Освещать оно могло

4-ый ребенок: Чтобы жили мы на свете, не грозя,

Как хорошие соседи или добрые друзья.

Воспитатель: Ребята, человек – это хозяин природы?

Дети: Часть природы.

Воспитатель: Чтобы человек мог нормально развиваться, расти, дышать, общаться друг с другом и с природой как надо относиться к природе?

Дети: Бережно.

Воспитатель: Вот перед нами вся планета земля, но на ней не видно никого живого. Что же нам делать?

Дети: Давайте украсим землю животным и растительным миром. Дети украшают оригами стенд планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета стала еще красивее и наряднее. Заканчивается наше путешествие. Вертолет возвращается в детский сад.

Воспитатель делает анализ занятия. Звучит песня «Пусть будет планета Земля». Дети прощаются с гостями и под музыку уходят в группу.

Литература:

1. Т. Н. Бондаренко. Экологические занятия с детьми, В., 2002 г.

2. Е. В. Рылеева. Как помочь ребенку найти свое место в мире людей, Н., 1998г.

Публикации по теме:

Комплексное занятие «К куклам в гости» (с 1,6–2-х) Цели: - закреплять название посуды, - учить называть посуду, - учить детей называть величины – «большой – маленький», - учить детей различать.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Практическое занятие на тему: «Мы путешественники в мир природы» (для подготовительной к школе групп)
Опубликовано: 26 октября 2012 в 23:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...