МААМ-картинки

Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями «Я развиваюсь, я могу»

Ксения
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями «Я развиваюсь, я могу»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Практика

по социальной реабилитации и абилитации

детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными

нарушениями развития

«Я развиваюсь, я могу

Составитель:

Юнусова Оксана Николаевна,

воспитатель высшей категории

с. Серафимовский, 2021

Описание практики

Публикация «Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями „Я развиваюсь, я могу“» размещена в разделах

Наименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.

Цель практики: формирование социально адаптированной личности, посредством реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задачи практики:

физическое воспитание;

сенсорное воспитание;

формирование общения ребенка с взрослым, со сверстниками;

формирование представления об окружающей действительности;

развитие речи;

формирование мышления;

предметная и игровая деятельность;

формирование навыков самообслуживания;

формирование культурно-гигиенических навыков;

снижение агрессии и тревожности у детей.

Актуальность

Проблема включения детей с ментальными нарушениями и ТМНР в реальную жизнь общества является актуальной. Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации и реабилитации.

Абилитация – это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Факторами, в наибольшей степени влияющими на абилитацию детей с тяжелой умственной отсталостью, являются мотивационная готовность к социально-бытовой социализации и владение навыками повседневной жизни.

Успех абилитации и реабилитации в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной жизни является главной нашей задачей.

Для успешной социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и ТМНР очень важным является применение индивидуального подхода к личности ребенка, учитывающего его индивидуальные потребности и интересы.

Целевая аудитория: дети с ментальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проживающие в Серафимовском детском доме-интернате.

Дети с МН и ТМНР – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к развитию и воспитанию. Это дети с различными нарушениями: психическими, речевыми, физическими отклонениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Поражение ЦНС имеет сложную структуру дефекта, в результате чего познавательная деятельность у детей резко снижена. Внимание привлекается с трудом, отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Речь не сформирована. Понимание речи и простейших жестов на узком бытовом уровне. Нарушена эмоционально-волевая сфера, эмоциональные реакции однообразны и недифференцированные.

У ребенка с ментальными нарушениями (МН) и ТМНР, имеется большая вероятность наиболее лучшего варианта развития и улучшение качества жизни, если с ним проводятся комплексные педагогические и коррекционно-воспитательные мероприятия. Работа с такими детьми требует особого подхода, внимания и уважения к личности ребёнка. Решающее значение отводится игровым действиям, упражнениям, приёмам, которые педагог подбирает, согласно психофизическому состоянию ребенка.

Организация практики

Практика охватывает всю деятельность педагога с воспитанниками, начиная с формирования навыков самообслуживания заканчивая культурно-досуговыми мероприятиями. Это вся коррекционно-воспитательная деятельность педагога с детьми – на занятиях, мероприятиях, в режимных моментах. Вся работа строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, учитываются его психофизические особенности, соматическое состояние и настроение.

Чтобы достичь намеченной цели и решить поставленные задачи, необходимо четкое планирование, использование разнообразных методов работы с детьми: наглядные (наблюдения, демонстрация картинок, рассматривание иллюстраций и т. п., словесные (беседы, чтение художественной литературы, стихи и т. п., практические (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.) Для реализации вышеперечисленных методов создаются различные методические и дидактические пособия.

Срок реализации практики

Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями (МН) и ТМНР «Я развиваюсь, я могу» является долгосрочной. Реализация комплекса педагогических и коррекционно-воспитательных мероприятий по формированию социально адаптированной личности началась с 2021г.

Этапы внедрения практики

1 этап – информационно-аналитический

Диагностирование

Мониторинг

2 этап – обогащение предметно-пространственной развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно насыщена, доступна и безопасна. Имеется разнообразный дидактический материал, модули, игрушки, книги. Все расположено так, чтобы дети самостоятельно могли выбрать себе занятие по душе. Дидактический материал систематически пополняется и обновляется. Своими силами создаются дидактические и наглядные пособия.

На закрепленном участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции: лабиринт для двигательной активности детей, дорожка здоровья, горка, качалка.

3 этап – внедрение в практику

Использование накопленного материала на занятиях. Участие детей в дистанционных конкурсах.

Педагогические технологии, используемые в работе

Технология «Круг» - альтернативная коммуникация и взаимодействие педагог- ребёнок, ребёнок- ребёнок.

Здоровьесберегающие технологии

Чтобы обеспечить ребёнку (детям) возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни используются здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика;

физминутки;

пальчиковая гимнастика;

самомассаж (Су-Джок).

Педагогические технологии

игровые технологии – вовлечение в игровую деятельность;

технология сотрудничества взрослый – ребёнок – это совместная развивающая деятельность;

технология дифференцированного обучения и воспитания – учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

информационно-коммуникативные технологии – инновационный ресурс, обеспечивающий доступность и вариативность обучения детей;

личностно-ориентированная технология – осуществляет развитие ребёнка, сохраняет его индивидуальность и творческую самобытность;

технология развивающего обучения – формирование сенсорных эталонов (для детей с тяжелыми множественными нарушения развития, по рекомендациям А. Л. Битовой).

Допобразование

Кружковая деятельность, по адаптивным общеразвивающим дополнительным программам:

физкультурной направленности «Спортландия». Цель программы: коррекция физического развития детей с МН и ТМНР, посредством занятий адаптивной физкультурой.

художественной направленности «Мир волшебных красок». Цель программы: повышение интереса воспитанников к художественной деятельности, развитие творческих способностей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Инновационные технологии, экспериментальная и проектная деятельность

На базе учреждения апробация инновационного методического пособия для освоения хода времени неговорящими детьми «Ёжедневник. ЧОУ «Странник» г. Санкт-Петербург.

В учреждении, на каждого воспитанника заводится дневник педагогических наблюдений, где систематически фиксируются наблюдения за уровнем развития и поведением детей (диагностика и мониторинг).

Коммуникативный паспорт на неговорящих детей – в виде книжки, где описываются интересы ребёнка, его жизнедеятельность.

Коррекционные технологии

Реализация сказкотерапии, арт-терапии, пескотерапии.

Культурно-досуговые мероприятия

Культурно-досуговые мероприятия, развлечения на свежем воздухе. Участие в акциях, флешмобах, в мероприятиях общественных организаций (библиотека, Дом культуры).

Результаты внедрения практики

У воспитанников возможно сформируются:

навыки самообслуживания: навыки приема пищи, личной гигиены (умывание, чистка зубов, опрятности (посещение туалета, одевания, раздевания;

навыки познавательной, учебной деятельности: (представление о себе и окружающем мире, ППД, графо-моторные навыки и ориентировка в пространстве, сенсорное развитие и ФЭМП);

навыки общения со сверстниками, взрослыми.

Возможные личностные результаты:

обогащение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;

развитие зрительного и других видов восприятия, внимания;

получение удовольствия от занятий, общения, деятельности;

развитие интереса к взаимодействию с окружающими;

умение взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности.

Формы аттестации

Об эффективности социальной реабилитации и абилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания (приема пищи, умывания, чистки зубов, одевания, раздевания, пользования туалетом, развитие познавательной деятельности (представление о себе и окружающем мире, ППД, графо-моторные навыки и ориентировка в пространстве, сенсорное развитие и ФЭМП, расширения круга интересов, развитию коммуникативных способностей, навыков общения.

Достижения детей определяются результатами педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года, а также промежуточным срезом (февраль). Содержание педагогической диагностики обеспечивает оценку готовности детей к самостоятельному осуществлению повседневной деятельности в основных жизненных областях. Для педагога это означает, что в процессе диагностики он изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.

Возможности тиражирования практики

Транслирование опыта практических результатов через официальный сайт учреждения и средства массовой информации, на мини-сайтах:

образовательная социальная сеть nsportal.ru (https://nsportal.ru/yunusova-oksana-nikolaevna,

всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ» (https://www.maam.ru/users/2629469,

официальный сайт Серафимовского детского дома (http://su22.mintrudrb.ru).

Распространение практики возможно в детских учреждениях любого региона Российской Федерации без ограничений.

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Дидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениямиДидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениями Данное пособие мы используем в работе с детьми с ОВЗ в старшей группе ДОУ. Задания, на первый взгляд, кажутся простыми, не требующими умственной.

Конспект открытого занятия для родителей с воспитанниками РЦ с ментальными нарушениями «Приготовление салата «Дары солнца»Конспект открытого занятия для родителей с воспитанниками РЦ с ментальными нарушениями «Приготовление салата «Дары солнца» Конспект открытого занятия для родителей воспитанников Тема: «Приготовление салата «Дары солнца»» Задачи: закрепить понятия «овощи», «фрукты»,.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Автор публикации:
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями «Я развиваюсь, я могу»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 10:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД