Оптимизм и пессимизм

Татьяна Медведева
Оптимизм и пессимизм

ОПТИМИЗМ (от лат. optimus — наилучший, представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Термин введен для характеристики учения Г. В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных.

Иначе, бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, в успех.

Противоположность оптимизма — пессимизм.

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus — наихудший, представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее.

Иначе, мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всём склонен видеть только унылое, дурное, неприятное.

Как мы думаем, так мы и чувствуем

Мы все моментально становимся беспомощными при неудачах: нам грустно, будущее выглядит мрачным, руки опускаются, невозможно заставить себя делать что-либо. Некоторые люди оправляются от этого состояния почти сразу, другие остаются в подавленном состоянии в течение нескольких недель или месяцев, если неудача серьезна.

Плохая новость

Есть люди, которые по любому поводу говорят: «Это ужасно. Яне переживу этого.»

Психологи называют это «катастрофизацией мышления». Это способ мышления, который заставляет отказываться от любых новых способов действия. Стремление избежать неудачи — гораздо более мощный стимул, чем ожидание успеха. Мы помним собственные поражения более ярко и подробно, чем победы. Страх оказаться неудачником сидит в каждом из нас, мешая «сделать шаг» и даже попытаться сделать что-то новое. Мы транслируем этот страх своим детям, когда говорим: «Не беги — упадешь.», «Положи, а то уронишь.», «Оставь — у тебя не получится.»

Мы строим мост, по которому пойдет ребенок

Люди, живущие и работающие рядом с нами, могут сочувствовать и ободрять нас, могут смеяться или относиться к нам равнодушно. Но ребенок копирует наш взгляд на мир инстинктивно, неосознанно. Он воспринимает наше отношение к себе и социуму как данность, как единственно возможный способ существования.

Наш привычный способ объяснять неприятности, наш стиль объяснения — это нечто большее, чем просто слова, которые мы произносим при неудаче. Это привычка мыслить, приобретенная в детстве. Стиль объяснения формируется очень рано — в дошкольном возрасте, и остается почти неизменным в течение всей жизни. В первые годы жизни ребенок общается в основном с родителями и воспитателями. Именно от этих людей зависит, без преувеличения, его взгляд на собственное место в мире: будет ли он считать себя ценным и заслуженным либо бесполезным и безнадежным.

Чуть-чуть теории

Почти сорок лет назад американский ученый М. Селигман начал масштабное исследование, задавшись вопросом: почему в похожих ситуациях люди ведут себя по-разному? Что заставляет одного человека идти к цели вопреки всем трудностям и препятствиям, а другого — опускать руки при малейшей неудаче? Почему один сдается легко, а другой — никогда? Кто способен выстоять, если отверг любимый, рухнула карьера? Что помогает таким людям строить судьбу заново? Почему некоторые люди быстро оправляются от состояния беспомощности, другие — никогда? Почему одни остаются беспомощными только в конкретной ситуации, другие сдаются и в абсолютно новых обстоятельствах?

М. Селигман предположил, что решение проблемы, относительно того, кто подвержен чувству беспомощности, а кто — нет, кроется в стиле объяснения, т. е. в том, как люди объясняют сами себе причину своих неприятностей.

С точки зрения М. Селигмана, существует три основных параметра стиля объяснения.

Персонализация

Можно сказать, что это ответ на «проклятый русский вопрос»: кто виноват? Когда происходят неприятности, мы можем обвинять в них себя, обращаясь внутрь, либо других людей и обстоятельства, обращаясь вовне. Те, кто обвиняют в неудачах себя, приходят в итоге к низкой самооценке. Те, кто обвиняют внешние обстоятельства, не теряют самоуважения в неблагоприятных условиях. В целом они больше нравятся себе, чем те, кто лишь себя считают виновниками своих неудач.

Постоянство

Если мы думаем о неприятностях в категориях «всегда» и «никогда», рассматривая их как постоянно действующий фактор, то наш стиль — пес-симистический. Если мы думаем категориями «иногда», «в последнее время», пользуемся ограничительной терминологией и считаем, что неприятности носят временный характер, наш стиль — оптимистический. Пессимист говорит: «Вечно у меня так.», оптимист — «Сегодня неудачный день.»

Широта

Постоянство - характеристика временная, широта — пространственная. Люди, которые дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача постигает их в одной конкретной области.

М. Селигман разработал тест, названный им «Опросник стилей мышления». На основе этого опросника Л. М. Рудина разработала «Тест на оптимизм».

Результаты опроса педагогов по "Тесту на оптимизм"Л. М. Рудиной

Цель: Определить стиль мышления педагогов, их отношение к жизненным ситуациям: пессимистическое или оптимистическое.

Всего педагогов опрошено – 19 человек

Количество и % соотношение:

Оптимисты – 0/0%

Скорее оптимисты, чем пессимисты - 4/21%

Скорее пессимисты, чем оптимисты – 15/79%

Пессимисты – 0/0%

Пессимизм и здоровье

Существует четыре области, где пессимизм может пагубно влиять на качество жизни:

во-первых, пессимист легче впадает в депрессию;

во-вторых, он добивается меньших успехов, чем позволяют его способно-сти (помните — «страх неудачи»)',

в-третьих, статистически показано, что чем больше плохих событий переживает человек, тем чаще он болеет.

Поскольку пессимисты встречаются в жизни с большим количеством плохих событий, их здоровье оказывается под угрозой. И, наконец, жизнь приносит пессимисту недостаточно радостей.

Пессимизм действительности

Таким образом, люди, в обществе которых растут и развиваются дети, в основной массе своей пессимистичны. И этот пессимизм воспринимается ребенком как жизненный урок.

Напомним еще раз: стиль мышления закладывается в дошкольном возрасте. Стиль мышления ребенок воспринимает (копирует) у людей, его окружающих. Для малыша, посещающего детский сад, это почти в равной степени две знаковые фигуры — мать и воспитатель.

Самая любящая и внимательная мать, забрав своего ненаглядного ребенка из детского сада, озабочена и озадачена горой домашних дел, общением с мужем {хотелось бы, возможностью отдохнуть после трудового дня (очень хотелось бы, но.). Это ни в коей мере не упрек — такова реальность. И в этой реальности следует иметь в виду, что воспитание ребенка отнюдь не ограничивается временем целенаправленного активного общения (иди сюда, делай так.).

Ребёнок с легкостью запоминает и копирует наши привычные слова, интонации, которые мы воспроизводим автоматически и за которыми стоит наше отношение к жизни, наша вера в себя.

Оптимизм надежды

Стиль объяснения причин своих неудач, несмотря на свою устойчивость, поддается коррекции. Это подтверждено многочисленными исследованиями. Оптимизм — не панацея. Оптимисты тоже болеют, с ними случаются неприятности, от них уходят любимые. Но болеют они реже, выздоравливают быстрее, в их жизни больше радостей.

Оптимизм - всего лишь полезное дополнение к мудрости. Сам по себе он не способен привнести смысл в существование человека. Это инструмент, помогающий личности успешно достичь поставленных целей.

Стоит быть оптимистом, чтобы «дать в наследство» ребенку дополнительный шанс на успех и радость жизни.

Оптимизму можно научиться! Оптимизму нужно научить!

Публикации по теме:

Квилинг — «Астры»Квилинг — «Астры» В осеннем саду радуют глаз яркие цветы астры. Их прекрасный вид внедряет оптимизм, и приближение холодной поры беспокоит понемногу меньше.

Учитесь управлять собой Учитесь управлять собой, Во всём ищите добрые начала, И споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись самому.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оптимизм и пессимизм
Опубликовано: 1 мая 2013 в 12:30
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....