Понятие «сотрудничество». Практикум для педагогов

Татьяна Зямбаева
Понятие «сотрудничество». Практикум для педагогов

«РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГРУППЕ»

1. Понятие «сотрудничество».

Вопрос для обсуждения: что включает в себя понятие «сотрудниче-ство», и какое значение имеет на становление личности ребенка.

Вывод: Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное со-трудничество ребенка сначала с взрослым, а затем со сверстником. Дея-тельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования — важная задача нравственного воспитания че-ловека, формирования всесторонней личности.

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в об-щении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение с взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении с взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту гос-питализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.

Общение с взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На перво-начальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения с взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении с взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно ком-муникативная деятельность».

Общение с взрослыми являетсятся одним из ведущих факторов раз-вития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверст-никами начинает играть все более значительную роль (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом, потребность в общении - одна из основных соци-альных потребностей человека, она рано возникает и постепенно разви-вается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребенка нередко не получает своего удовлетворения, а следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении с взрослыми, что ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированное.

2. Влияние игры на развитие сотрудничества у детей.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которого осуществляется общение и строится межличностные отноше-ния детей.

В играх складываются и впервые осознаются детьми их непосред-ственные взаимоотношения друг с другом, приобретаются необходимые коммуникативные умения и навыки.

В игре дети учатся:

Говорить и делать как надо.

Слушать и понимать другого.

Выражать себя.

Вступать в разнообразные взаимоотношения.

Существуют множество разных видов игр.

Вопрос для обсуждения: в каких видах игр больше всего развивается сотрудничество у детей.

Вывод: в ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение и кооперация труда, заботы и внимания детей друг к другу.

Задание для воспитателей: показать или рассказать 1-2 игры, кото-рые вы используете в своей группе, направленные на развитие навыков сотрудничества у детей.

3. Влияние родителей на формирование сотрудничества у де-тей.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется коммуникативный стиль. Этот стиль во многом определяется его отношения с родителям: у авторитарных родителей ребенок либо ведомый, либо агрессивным; у родителей с либерально-попустительским стилем воспитания – у ребенка не формируются нормы поведения, он не может ориентироваться в мире прав и обязанностей, нарушается социальная адаптация.

Задание: приведите примеры из практики влияния стиля воспитания на формирования общения у ребенка.

4. Влияние педагогического стиля общения на развитие со-трудничества у детей.

Немаловажное значение в становление гуманного отношения детей друг к другу имеет также и стиль общения воспитателей с детьми.

Задание для педагогов:

Составить стратегию общения, позволяющие развивать навыки со-трудничества у детей.

Примерный перечень:

Снизить безапелляционность требований к детям.

Ярче выражать доброжелательность ко всем детям.

Увеличить число позитивных оценок.

Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Индивидуализировать общение.

Аргументировать требования.

Формировать чувство общности группы («секретные совеща-ния», постановка детей в ситуации зависимости друг от друга).

Снизить соревновательное начало.

Минимизировать предметность общения.

Выбирать позицию «глаза в глаза».

Публикации по теме:

Презентация к родительскому собранию «Игра в жизни ребенка» во 2 младшей группе в форме игрового практикума. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Автор публикации:
Понятие «сотрудничество». Практикум для педагогов
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 03:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....