Практикум для родителей «Обучение детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу»

Галина Васильевна Клементьева
Практикум для родителей «Обучение детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу»

I. Подготовка к практикуму:

1.1. Анкетирование родителей по теме практикума "Звуко-буквенный анализ слов".

1.2. Знакомство родителей со специальной литературой.

1.3. Домашние задания в индивидуальных тетрадях, связанные со звуко-буквенным анализом.

1.4. Подготовка выставки литературы, материалов и пособий по теме. (Традиция "Игра напрокат").

2. План практикума:

2.1. Актуальность и значимость темы. Результаты анкетирования.

2.2. Практикум для родителей:

- Что такое звук?

- Схема знакомства с гласными звуками.

- Последовательность знакомства с согласными звуками.

- Звуко-буквенный анализ слога.

- Звуко-буквенный анализ односложных слов и слов из 2-х - 3-х слогов.

3. Совместно с родителями разработка рекомендаций по работе с детьми.

4. Выставка литературы, материалов и пособий по теме. "Игра напрокат".

Уважаемые родители! Тема консультации сегодня - звуко-буквенный анализ слов. Эту тему я выбрала не случайно. Для этого, по меньшей мере, есть три причины.

Во-первых, у нас с вами не так много времени, дети посещают подготовительную группу. И если за оставшийся период времени они не научатся правильно произносить звуки в активной речи, слушать и слышать их, выделять в словах, то в школе они столкнутся с серьезными трудностями при изучении родного языка.

В исследованиях, проведенных в лаборатории дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются не усваивающими или слабо усваивающими по родному языку, так как у них оказываются недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова.

Дети должны сознательно овладеть звуко-буквенным анализом, чтобы иметь возможность грамотно писать и читать. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим, стойким нарушениям письма и чтения. А именно:

-пропуски при письме гласных (мшина, Мша);

-в середине слова (фукты, мооко, коова, ковать);

-не различают звуки (c-ш: сапка, тошта /кошка/? (в-ф: федро, Ведор).

-поскольку у детей нарушена лексико-грамматическая сторона речи, они переставляют слоги (баратея-батарея, фукты);

-слитно пишут предлоги;

-пропускают слоги и целую часть слова;

-добавляют целые слоги и пишут раздельно целое слово.

При чтении:

-побуквенно угадывающее чтение;

- непонимание прочитанного;

- замена букв, слогов.

Чтобы этих ошибок избежать, нужно серьезно отнестись к решению этой коррекционной задачи.

Вторая причина. В настоящий период времени мы приступили к звуко-буквенному анализу слогов и слов. В процессе работы дети столкнулись с большими трудностями.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из самых трудных и значимых этапов коррекционной работы с детьми. Детям с нормально развитым фонематическим восприятием сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или слове.

А если учесть, что для наших детей характерна отвлекаемость, понижена наблюдательность к языковый явлениям, плохое запоминание речевого материала, снижен объем внимания и работоспособности, недостаточно развито фонематическое восприятие, нарушена лексико-грамматическая сторона речи, то нам с вами с двойным усердием нужно работать над решением этой задачи.

Но степень затруднения у всех детей различна. Детей нашей группы можно условно подразделить на три подгруппы:

1-я подгруппа- это дети, которые недостаточно различают звуки и затрудняются в анализе только нарушаемых в произношении звуков, остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.

2-я: это дети, которые недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонематических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этом случае звуковой анализ нарушается более грубо.

3-я группа- это дети, которые "не слышат" звуков в слове, не различают отношений между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность, что влечет за собой появление большого количества ошибок. К сожалению, таких детей в группе большинство и без специальной коррекционной работы по звуко-буквенному анализу у детей будет множество проблем в школьный период.

4-я причина - перед тем как готовить очередную консультацию, я провела анкетирование, затем ознакомилась с ответами на вопросы анкет. А также проанализировала выполнение домашних заданий, связанных со звуко-буквенным анализом, побеседовала с вами во время индивидуальных консультаций и пришла к выводу, что многие родители имеют с смутное представление о звуковом составе слова. И затрудняются в оказании помощи ребенку. И еще, мы с вами должны работать вместе по единой системе.

Что мы сейчас с вами и сделаем. Перейдем к практическому освоению этой коррекционной задачи.

II часть.

Начнем сначала. Дадим определение звуку. Что такое звук? Кто может сказать?

Звук - это самая маленькая единица устной речи.

Более профессионально – звук - это кратчайшая звуковая единица, произносимая за одно артикуляционное движение.

Сам по себе звук что-то обозначает? Нет. Тем не менее, многие из них имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова.

Возьмем слово дом, замерим первый звук: лом, ком, сом, том и т. д.

Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Поэтому важно научить ребенка вслушиваться в свою и обращенную к нему речь (слушать и слышать других).

Знакомство с речевыми звуками начинается с гласных звуков, так как они легко произносятся всеми детьми и четко прослушиваются в ударных позициях. Схема знакомства с гласными такова:

Первоначально выделяем ударный гласный в начале слова.

Взрослый произносит слово утрировано, выделяя звук /А/ (Аня, аист). Затем произносится вместе с ребенком, с опорой на зрительный образ. Какой звук поется дольше других?- звук /А/.

Выделенный звук произносится взрослым, а затем ребенком громко, тихо.

- Звук /А/ называется гласным. Гласные звуки будем обозначать красным сигнальчиком.

Затем гласный звук /А/ выделяем из ряда звуков. Можно дать такое задание:

-Хлопните в ладоши, если услышите звук /А/: АУ - Т, С- КА - 0.

Далее гласный звук /А/ выделяют из слогов: АП, УТ, OK, AM. КА, КО, ТЫ, ТА ит. д. Задание: Поднимите сигнал, если услышите звук /А/.

Выделить в словах с опорой на картинки:

- Давайте посмотрим, что здесь нарисовано? (Перечисляют, выделяя каждый звук).

Назови картинки, которые начинаются со звука /А/. Придумать слова, которые начинаются со звука /А/.

-Далее знакомим с буквой А:

-Произносим звук /А/. Что произнесли? /Звук/.

-А вот буква А. Что такое буква?

- На что похожа буква А? Рассмотреть, обвести контур, раскрасить, выложить с помощью палочек, прорисовать в воздухе.

-Соотносить звук с буквой. Для этого можно использовать картинки с данного звука.

После того, как дети познакомятся с двумя гласными звуками можно давать следующие задания:

-Произнести два гласных звука /АУ/. Сколько звуков я произнесла? /Два/. Какой первый звук? /А/- кладем красный сигнал.

Какой второй звук? /У/- кладем второй красный сигнал.

- Сколько сигналов положили? Почему?

Следующий этап усвоения гласных - это выделение гласных звуков в односложных словах (суп, сад, мак, лак, сон, сок, танк).

Все также звук выделяем голосом и завершаем этап усвоения гласных звуков- выделением гласных звуков из конца слова.

Знакомство с согласными происходит в следующей последовательности.

Сначала выделяем согласный из конца слова. Показываю картинку. Дети ловят звук, развивается мелкая моторика рук.

-Какой звук слышится в конце слова? (Мак, лак, лук, рак, танк, волк и т. д.).

-Звук /К/можно петь? (Нет, это согласный звук). ,

-Он может быть твердым и может быть мягким. Послушайте:/К/,/К/.

-Я скажу твердый звук, а ты мягкий. Дети отбирают картинки с твердыми и мягкими звуками.

-Звук /К/ глухой, приложите ладонь к горлу и произнесите звук /К/.

Далее согласные звуки выделяем из начала слова с течением согласных в словах (крыша, кровать, кресло, крот, круг, кружка, крест и т. д. При подборе слов можно воспользоваться толковым словарем.

-Какой звук слышится в начале слова?

Затем учимся выделять согласный перед гласным (кот, карандаш, кисточки, каток, кубик, каска и т. д.)

И заканчивается этап выделения согласного звука в середине слова (варежки, бабушка, зеркало).

Если ребенок хорошо выделяет звуки, можно дать и с двумя согласными звуками в таких словах, как кукурузу, кукла.

При выделении звука обязательно даем его характеристику: звук согласный, твердый или мягкий; глухой или звонкий.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Расскажите о последовательности ознакомления дётей гласными и согласными звуками.

Для наглядного определения последовательности звуков в слове мы используем символ слова - рыбку. Если звук в начале слова, кладем сигнал на голову рыбке, если в конце слова - на хвост, если звук в середине слова - на живот. В домашних условиях можно использовать домики или просто вот такую линейку (показ).

Вы назовете слова на любой пройденный согласный звук, а ребенок должен определить место звука в слове. Хорошо бы иметь картинки. Попросите ребенка дать характеристику звуку, если потребуется/ сделайте это совместно.

ПЕРЕХОДИМ К СЛОГУ.

- Слог-это часть слова, в котором два или больше звуков. В слоге обязательно должен быть гласный звук. Анализируем слоги так:

-Произносим сначала закрытый слог (из пройденных звуков). Например: АК- сколько звуков я сказала? (Два). -Какой первый звук? А (Гласный). Какой сигнал положим? (Красный).

-Какой второй звук?/К/. Какой это звук - согласный, твердый. Какой сигнал положим? (Синий).

А теперь давайте подберем букву.

-Какой у нас звук первый? /А/ Какую букву положим? (А,

-А второй какой звук? /К/ Какую букву положим? (К(. Попробуем прочитать. Запишем в тетрадь. (Письмо- это перевод звуков в буквы, а чтение- это умение переводить письменные знаки в звуки).

После того, как дети научились анализировать слоги, переходим к анализу односложных слов типа - кот.

Это делаем так:

Показываем картинку.

-Кто это? (Кот).

-Что вы произнесли? (Слово).

Будем обозначать слово зеленой полоской.

-Сколько гласных в слове кот? (Один).

-Значит один слог. Кладем желтую полоску.

-Какой первый звук в слове кот? (К).

-Второй звук(0).

-Третий (Т)

Выкладываем сигнальчиками:

-Первый звук /К/ Какую букву положим? (К).

-ЗВУК/0/. Какую букву положим?.

Читаем слова и записываем сначала по образцу, затем самостоятельно.

Следующий этап в работе – составление схем слова с двумя согласными в начале (стол, стул).

"Потом разбираем слова из 2-х слогов, из 3-х. Подбираем слова к схеме.

В заключение у меня есть несколько рекомендаций;

1. Чтобы решить все коррекционные задачи, предусмотренные программой мы должны работать в тесном контакте.

2. Не загружайте детей длительными и скучными занятиями дома, а максимально используйте для решения все тех же коррекционных задач бытовую деятельность.

Часто я наблюдаю такую картину. После индивидуальных занятий слышу в раздевалке: Все, к бабушке сегодня не пойдешь, гулять не будешь, телевизор смотреть не разрешу. Будешь заниматься. И я сразу вспоминаю фильм «Джентльмены удачи». Помните:

Воспитатель говорит заведующему детским садом: - Евгений Иванович, дети отказываются есть кашу!

Евгений Иванович отвечает:

-А мы и не будем ее есть, так как собираемся лететь в космос.

Замечательный пример.

Вот и вы, предложите ребенку, например, когда вы на кухне, назвать все предметы, которые начинаются со звука /К/ и посчитать их.

3. Чаще хвалите своих детей. Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого.

Закончить консультацию хочу такими словами:

Не вини себя за то, что ты не смог сделать для своего ребенка, а вини себя за то, что ты смог бы сделать, но не сделал.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Звуко-буквенный анализ с цветными прищепкамиЗвуко-буквенный анализ с цветными прищепками Коллеги, хочу поделиться своей находкой. Речь пойдет об игре с цветными прищепками! Эта игра родилась на одном из моих занятий, да так.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Практикум для родителей «Обучение детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу»
Опубликовано: 29 марта 2013 в 14:25
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...