Практикум для родителей «Как хвалить и наказывать ребёнка»

Анна Владимировна Водянникова
Практикум для родителей «Как хвалить и наказывать ребёнка»

Цель мероприятия: систематизировать знания родителей о методах поощрения и наказания, ориентировать на использование эффективных приемов в воспитании детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: три мольберта, круги трех цветов (красный, желтый, зеленый); карточки с видами наказаний и поощрений; поднос, конфеты двух видов; карточки с педагогическими ситуациями; памятка; бумага, фломастеры.

Организация помещения: в кабинете расставлены мольберты, на которых обозначены цветные круги; перед мольбертами стоят стулья полукругом.

Ход мероприятия:

Психолог здоровается с родителями, благодарит за проявленный интерес, предлагает выяснить причины нарушения поведения со стороны детей (высказывания родителей). Резюмирую сказанное родителями, психолог обозначает основные причины нарушения поведения – это

Борьба за внимание;

Борьба за самоутверждение, против опеки;

Желание отомстить;

Потеря веры в собственный успех.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем».

Психолог обращает внимание родителей на мольберты и прикрепленные к ним кружки: зеленый символизирует «МОЖНО» (полная свобода, желтый – «ДОГОВОРИМСЯ» (относительная свобода, красный – «НЕЛЬЗЯ» (запрещено). Родителям предлагается на листочке бумаги написать по одному возможному действию и прикрепить их на мольберты. Полученные варианты анализируются.

Психолог предлагает родителям подумать о необходимости использования поощрений и наказаний:

Психологический смысл наказания – чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка.

Психологический смысл поощрения – чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувство радости от достигнутого успеха.

Родителям предлагается взять с подноса конфетку и рассказать, как они поощряют и наказывают своего ребенка.

Упражнение «Какие бывают наказания».

На доске вывешиваются карточки с формами наказаний: физические, словом, изоляцией, лишением приятного. Родителям предлагается подумать, какие наказания можно отнести к каждой группе.

Физические – битье, шлепки обзывательства – приводит к страху, лжи, замкнутости;

Словом – крик, нотации, угрозы, насмешки,– приводит к эмоциональному стрессу;

Изоляцией – угол, молчание (бойкот, стул, одиночество – необходимо обязательное учитывать возраст и психологические особенности ребенка;

Лишением приятного – сладостей, просмотра телевизионных передач, отказ от совместной деятельности, ритуалов, гостей – являются наиболее эффективными способами наказания.

Упражнение «Какие бывают поощрения».

На доске вывешиваются карточки с формами поощрений: физические, словом, временем, подарками. Родителям предлагается подумать, какие поощрения можно отнести к каждой группе.

Физические – объятия, поглаживания, поцелуи, пожимание руки;

Словом – одобрение, похвала, предвосхищающая оценка, эмоциональная поддержка;

Временем – совместные игры, деятельность, чтение, прогулки, разговоры, ритуала, посещение гостей;

Подарки – сюрпризы, сладости, игрушки.

Затем родители с одинаковыми конфетами объединяются в две группы, и проводится упражнение «Правила поощрения», «Правила наказания». Первая группа родителей обсуждает правила, которые необходимо соблюдать при использовании наказаний, вторая – при использовании поощрений.

Психолог резюмирует правила, предложенные родителями, отрицательные и положительные стороны использования способов поощрения и наказания, и рассказывает об особенностях поощрения мальчиков и девочек.

Мини – лекция «Особенности похвалы мальчиков и девочек».

Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную оценку. При одобрении мальчиков необходимо делать упор на мужские качества характера, поведения.

Хвалить девочек необходимо особым образом, подбирая более сильный эмоциональный компонент (красавица, умница, ласковая). Сильно эмоционально окрашенная отрицательная оценка может вызвать у девочки эмоциональный срыв.

Упражнение «Педагогические ситуации».

Психолог предлагает каждой группе родителей педагогическую ситуацию и просит найти наиболее эффективные способы поощрения – наказания ребенка.

Педагогические ситуации:

1) В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

2) Во время обеда ребенок постоянно вертится. В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

После обсуждения в группах происходит совместный поиск эффективных приемов решения ситуаций.

В заключении психолог предлагает сделать для детей небольшой подарок – сюрприз «Птичка», «Кораблик» (в технике оригами, с использованием схем этапов работы) на выбор. Подарить поделку ребенку со словами благодарности за то, что он есть.

Психолог благодарит родителей за проявленный интерес к занятию, просит высказать свои впечатления о тренинге, раздает памятки с правилами поощрения и наказания, прощается.

Памятка для родителей.

Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

2. Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа!

3. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя!

6. Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты – чудо!

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста.

1. Оценивать поступок, а не личность!

2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно).

3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.

4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.

5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.

6. Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!

7. Поощрения должны исполняться.

8. Можно использовать варианты «косвенного одобрения».

9. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!

10. Поощрения не должны быть чрезмерны!

11. Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!

Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста

1. Молчанием!

2. Лишением любви!

3. Физически! (вызывает страх, ответную агрессию)

4. Криком! (воспринимается ребенком как словесное битье)

5. Наказание должно быть значимо для ребенка!

6. Наказания должны выполняться, т. к. запугивание приводит к неверию ребенка в возможность наказания.

7. Наказание не должно быть отсроченным!

8. Наказывать должен тот, в чьем присутствии произошел случай.

9. За один раз – одно наказание.

10. За один и тот же проступок не наказывают дважды.

11. Нельзя наказывать деятельностью.

12. Наказание не должно затрагивать, унижать личность ребенка!

13. Наказание не должно совершаться в присутствии посторонних людей!

14. Наказание должно быть не нормой, а исключением!

Публикации по теме:

Как нельзя наказывать дошкольников Девочки!Предлагаю вам очередной материал для родительского уголка!Итак, как нельзя наказывать дошкольников 1. Молчанием. Выдержать бойкот.

Семинар-практикум для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»Семинар-практикум для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» 1 марта в нашей группе прошёл семинар-практикум "Поощрение и наказание детей в семье". Были подготовлены анкеты для родителей, но к сожалению.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Практикум для родителей «Как хвалить и наказывать ребёнка»
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 21:36
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...