Лучший педагог года

Практикум для родителей «Развиваем способности детей»

Ольга Кувшинова
Практикум для родителей «Развиваем способности детей»

Практикум для родителей : «Развиваем способности детей»

… Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее.

Л. С. Выготский

Цель:

Активизировать деятельность родителей по формированию и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать способности детей через их игровое взаимодействие с родителями.

Публикация «Практикум для родителей „Развиваем способности детей“» размещена в разделах

2. Обогатить и систематизировать знания и практические умения родителей об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.

3. Продолжать формировать представления родителей о необходимости развития в детях творческого потенциала.

Материал и оборудование: мультимедиа, маркеры, листы А-4.

Ведущий: педагог – психолог.

Ход практикума : Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному человеку проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике, четвертый легко осваивает музыкальный инструмент, пятый без труда сочиняет стихи…Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность. В другую сторону - посредственность, бездарь.

Сегодня мы будем говорить о творческих способностях.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии) :

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т. е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);

• любознательность;

• фантастичность;

В настоящее время предлагается разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.

1. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

2. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Ребенку предлагается нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

3. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

Что произойдет….

• если все взрослые на земле станут детьми?

• если из крана польется не вода, а лимонад?

• если животные начнут говорить человеческим голосом?

• если оживут все сказочные герои?

• если люди смогут читать все мысли друг друга?

• Если у тебя вырастут крылья?

• Если постоянно будет зима?

4. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему.

Предложить детям придумать различные истории на тему:

«Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

5. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

- Автобус остановился у светофора;

- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

- Автобус остановился, потому что закончился бензин.

«Из окна выбросили кусочек булки»;

«Мальчик чиркнул спичкой»;

«Мужчина снял шапку»;

«На улице кто – то разбил банку варенья»;

«Садовник поливал клумбу из шланга»;

«Девочка уронила карандаш на пол»;

«Охотник выстрели в воздух».

6. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Ситуация первая.

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? ( варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).

Ситуация вторая.

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. ( Варианты: можно сделать подкоп и т. д.)

Ситуация третья.

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? ( Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)

7. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются.)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

Комментарий.

Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).

Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.

Пример второй.

Предложить ребенку соединить в связный рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

8. Упражнение «Как быть?»

Цель: развитие воображения, мышления.

Инструкция: Реши проблемные ситуации различными способами.

• Как можно укрыться от дождя?

• Как можно перебраться через реку?

• Как можно сообщить новость другу?

• Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?

Педагог – психолог: Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

• Умение вжиться в роль другого человека;

• Критичность;

• Склонность к прогнозам;

• Фантазия;

• Логичность мышления;

• Умение вести споры;

• Навык игры на пианино;

• Стремление находить новое применение известным вещам;

• Тяга к изобретениям.

Комментарий педагога – психолога:

Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

С удовольствием отвечу на ваши воросы

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в старшей группе с участием родителей «Мы играем, способности развиваем» Художественно – эстетическое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.

Консультация для родителей «Развитие ритмической способности у детей» РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. Подготовила воспитатель: Томилова А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности детей раннего возраста» Цель:Оказать практическую помощь родителям в вопросах развития творческих способностях детей 2-3 лет:1 Научить основными приемами лепки.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности и речь у детей раннего возраста» Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.

Развиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возрастаРазвиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возраста "Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Детская игра, уходящая своими корнями далеко в.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» Цель: Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики. Задачи: • довести до сведения родителей необходимость применения пальчиковых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Развиваем способности детей»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД