Папки-передвижки

Практикум для родителей «Семья и семейные отношения»

Галина Хощенко
Практикум для родителей «Семья и семейные отношения»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.

Задачи:

- ознакомление с понятиями «семья» и «семейные отношения»;

- развитие коммуникативных навыков участников;

- развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.

Публикация «Практикум для родителей „Семья и семейные отношения“» размещена в разделах

Материалы: картинка-загадка формата А4 с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева формата А1; листья деревьев желтого, красного, зеленого, синего, коричневого цвета – по 5 шт. на каждого участника; корзина; картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по количеству участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга; листы бумаги формата А4, фломастеры, магниты; презентация для родителей.

Предварительная работа:

- проведение занятия с детьми 5-6 лет на тему «Семья»;

- домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок «Герб семьи»;

- запись видеоинтервью с детьми на тему «Что такое семья;

- рисунки детей на тему «Особый день моей семьи»;

- подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентации «Семья и семейные отношения».

Место проведения: музыкальный зал.

Количество участников: 10-14 человек.

Время проведения: 60 мин.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход практикума

Участники рассаживаются по кругу.

Инструкция. Поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я: «Посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»

Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо дерево».

1. Упражнение «Чудо дерево»

Цели: знакомство участников, разрядка обстановки.

Инструкция. Ведущий и родители встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать листок того цвета, который у него ассоциируется с его семьей, написать на нем свое имя (или имя и отчество, если как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик на дерево, каждый участник называет свое имя (имя, отчество) и цвет, например: «Меня зовут Таня, мой цвет – желтый. Он похож на… (называет, на что он похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своем выборе.

После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нем можно увидеть листья разного цвета: желтого, красного, коричневого, зеленого. Все листья разные. Точно также и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разное настроение (веселое, грустное, спокойное, как и у нашего «Чудо - дерева».

2. Упражнение «Корзина»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников

Инструкция. В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные (не менее двух) варианты применения в семье изображенного предмета.

После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «семья» и «семейные отношения» : «Как вы думаете, что такое «семья»? А что такое «семейные отношения»?

(Участники практикума предлагают варианты ответов)

Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.

Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей; их эмоциональными проявлениями; принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью ее членов к друг другу; стремлением взять ответственность на себя; умением каждого отнестись к себе критически.

Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.

У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребенка, которые хотят видеть в нем.

3. Упражнение «Что такое семья

Цель: развитие коммуникативных навыков участников

Инструкция. Жеребьевкой (выбрав карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые».

Каждой команде предлагается заполнить бланк.

Варианты ответов

дети родители

Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова-ассоциации словосочетания, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей».

Примечание. На выполнение задания отводится две минуты.

После выполнения задания каждая команда представляет свои варианты. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод, например семья – это :

- поддержка;

- взаимопонимание;

- забота;

- взаимная любовь;

- ответственность;

- родные, близкие;

- совместные игры.

4. Просмотр рисунков и видеоинтервью детей

Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум, но можно показать видеоинтервью и другим родителям.

Цель: развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.

Примеры подписей к детским рисункам:

- «Семья радуется, когда много цветов»;

- «Поехали на Черное море»;

- «Мы гуляем в парке»;

- «Мы все дружно идем в детский сад. Мама и папа ведут меня в детский сад»;

- «Когда наша семья разговаривает о чем-то хорошем»;

- «Мы собираем цветы»;

- «Мы гуляем, отдыхаем, делаем разминку».

Высказывания детей из интервью (представлены именно так, как говорили сами дети) :

- «Семья - это мама, папа, братья, сестры. Когда они о нас заботятся и по ночам рассказывают сказки»;

- «Семья – это жизнь. Когда мама гуляет с маленькими детьми. Папа на работе. Папа отвозит нас с мамой в цирк. Когда папа и мама любят посидеть, посмотреть телевизор»;

- «Семья – это когда ходят гулять, спать друг с другом, родить кого-то, дружить с кем-нибудь. Семью всегда нужно любить»;

- «Семья – это когда есть папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат. Это все семья»;

- «Семьяэто когда все вместе: с дочкой, с братом. Вот что такое семья».

Примечание. По окончании просмотра видеоинтервью обсуждение с участниками практикума не проводится.

5. Завершение практикума

Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, впечатлениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, их хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершение ведущий рассказывает притчу:

«Идет прохожий и видит – люди что-то строят.

- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.

- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.

- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.

- Я возвожу стену, - отвечает второй.

- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.

- Я строю Храм, - был ответ.

Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».

Далее ведущий предлагает участникам встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»

Публикации по теме:

Проект «Семья и семейные традиции» тип проекта: краткосрочный составила Трегубова Елена воспитатель «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро».

Фотоотчет «Семейные спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»Фотоотчет «Семейные спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» Каждый год воспитанники нашего детского сада "Семицветик" вместе со своими мамами и папами участвуют в спортивных семейных соревнованиях,.

Конспект НОД «Моя семья и семейные ценности» для детей подготовительной группы Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Данный материал я предлагаю использовать.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Моя семья. Члены семьи и родственные отношения» (старшая группа) Цель: Формирование знаний у детей о семье. Задачи: Дать понятие о семье, о родственных связях; рассказать о правах и обязанностях членов.

Конспект занятия «Семья и семейные ценности» Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Разработка НОД в рамках практико-значимого проекта  «Отношения детей и родителей. Папа, мама, ты и я — вместе дружная семья» Разработка практико-значимого проекта - конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы.

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности» СЕМЬЯ и семейные ценности Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- Я, Вот.

Семья и семейные традиции — декабрьская встреча в родительском клубе «Ладушки». ФотоотчетСемья и семейные традиции — декабрьская встреча в родительском клубе «Ладушки». Фотоотчет В декабре встреча в родительском клубе была посвящена теме "Семья и семейные традиции". Мы обсуждали с родителями вопросы, которые волнуют.

Консультация «Семья и семейные ценности» Семья. Семейные ценности. Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая семья. Д. Бернс. Цель:формирование правильного отношения.

Занятие «Семья и семейные ценности» Занятие: «Семья и семейные ценности» (технология развивающего обучения) Цель: воспитание нравственного отношения к семейным ценностям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Семья и семейные отношения»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 11:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД