Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»

Ирина Григорьева
Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»

Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»

Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота и выразительность речи. Еще древние философы предавали огромное значение ораторскому искусству. Ораторы были самыми уважаемыми и почитаемыми людьми в Греции, Италии, Египте.

В современном ДОУ речь взрослого выступает для ребенка моделью для наблюдения и подражания. Поэтому, педагогу важно критически оценивать свою речь, не допуская в неё: слова – паразиты, «мямленье» и монотонность.

Мы предлагаем вам практические упражнения для выразительности речи.

1 Артикуляционная гимнастика.

Разогрев артикуляционного аппарата, привести мышцы в норму. Ежедневная артикуляционная и мимическая гимнастика позволяет держать мышцы лица в тонусе. Даже артисты, перед выходом на сцену выполняют вокальные и артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика позволяет четко и понятно проговаривать свое выступление, сообщение. Для детей артикуляционная гимнастика необходима для формирования и развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц.

- Напишите языком свое имя в воздухе

-Вытянуть сомкнутые губы дудочкой вверх, обнажив зубы.

- Сомкнутыми губами сделать вращательное движение влево и вправо

- Острым кончиком языка прикоснуться внутри к одной щеке, к другой, к небу, загнуть его назад

- Вытянуть язык вперед, как жало у осы. Затем по очереди поднимать язык к кончику носа и опустить к подбородку

- цоканье лошадки

- Стуча карандашом, для ритма проговаривать отрывисто слоги:

- пкти

-пкто

-пкту

-пкты

-пкта

-лу-лу-лу

- ла-ля-ля

ло-ло-ло

ля-ля-ля

2 Скороговорки. Это наследие наших родителей. Их ценность доказана временем.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

- Была у Фрола Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойду Лавру на Флора навру.

3 Выразительная интонация.

Проговаривание знакомых стихов с разной интонацией:

-Уронили мишку на пол. Сначала без слов, мимически (угадайте, о каком стихотворении идет речь). А затем читаем по очереди с разным выражением: жалобно, деловой стиль, таинственно, радостно, требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно, образец.

- Идет бычок (так же).

4 Выразительность мимики и жестов.

Поза, жест и мимика составляют важный элемент ораторского искусства. Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук, однако реально любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже является жестом.

Начинающему преподавателю важно освоить правила жестикуляции.

Правила:

• жесты должны быть непроизвольны, прибегайте к жесту только тогда, когда ощущаете потребность в нем;

• жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза требует жеста;

• управляйте жестами, он не должен отставать от подкрепляемого им слова;

• вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь одними и теми же жестами во всех случаях;

• жесты должны отвечать своему назначению, их форма и интенсивность должны соответствовать произносимым словам;

• во время устного изложения материала не следует думать о жестикуляции.

Упражнения на жестикуляцию:

1. - Что означают те или иные жесты….Те жесты, которые мы употребляем в жизни: – предлагаем педагогам вспомнить бытовые жесты и их обозначение: грозим пальцем, разводим руки в стороны, качаем головой, подносим палец к губам, опускаем большой палец вниз, вверх, потираем руки, потираем между собой большой и указательные пальцы, смыкаем кисти рук вместе…

2 - Изобрази без слов (вас застал дождь, вы проспали на работу, вы встретили любимую подругу и заболтались с ней, и вдруг обнаружили, что опоздали на работу, гладите белье, засмотрелась в телевизор и вдруг прожгли дыру, смотрите телевизор и вдруг, почувствовали запах горелого ужина, пришли домой и обнаружили, что ваш ребенок провинился – разбросал вещи по квартире, пьете кофе в рабочее время, вдруг заходит заведующая, внезапная проверка, а вы потеряли конспект занятия)

5 Сила голоса (неожиданный громкий звук и тихий голос). Что привлекает к себе внимание слушателя. Когда ведете праздник и вдруг ситуация выходит из-под контроля. Что помогает нам в этой ситуации привлечь внимание? Сила голоса, или наоборот речевая пауза, резкое снижение голоса до шепота, резкий неожиданный звук.

6 Театральные этюды:

6.1- Волшебный мяч (передаем воображаемый предмет и изменяем его по указанию вежущего: Мяч - грудной ребенок- кастрюля с горячим супом - ароматный букет цветов- живая мышь- гантели на 15 кг- бабочка-алмаз на 10 карат - грязная тряпка-буханка свежего хлеба – мороженное). Затем «волшебные изменения» происходят на фантазию самих педагогов.

6.2- «Реклама». Убедите оппонента приобрести эту замечательную вещь: (стул, букет, кастрюля, шляпа, корзина, замок, ножницы, картошка, обезьяна, шариковая ручка и т. д.)/ Реклама должна длиться 1 минуту. Засекаем секундомером.

6.3- «Комплимент.» Педагоги становятся в круг. Проговаривают слова:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий

…. хорошая…. пригожая

Мы тебя сейчас похвалим, комплимент тебе подарим:

(называем имя педагога. Он выходит в круг и остальные педагоги по очереди говорят ему комплименты)

Д/з: принести зеркало, секундомер.

Составили: Григорьева И. А.

Олевская Г. Н.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителейСеминар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Тантамареска — это чудо-куклаТантамареска — это чудо-кукла Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Фразеология
Автор публикации:
Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 20:45
+71
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...