Права ребёнка в детском саду и семье

Ольга Александровна Тетерина
Права ребёнка в детском саду и семье

В последнее время всё чаще говорится о правах ребёнка в ДОУ и семье, приняты многочисленные законы, защищающие права ребёнка (Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс и т. д., однако существует ряд проблем, указывающих на несоответствие статьей законов и примерами жизненной практики: отсутствие культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ребёнка, в некоторых случаях граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи не говоря уж о детях; проблема взаимодействия внутригосударственных организаций, осуществляющих защиту прав ребенка, приводится множество случаев с трагическими исходами насилия в отношении детей, когда ответственные органы власти были хорошо информированы о тяжелой ситуации в семье, но проявили недопустимую пассивность; следующая проблема российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребенка в России почти всегда направлена на раз рушение семьи. Зачастую, единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. Так же неясность и отсутствие в законодательстве каких-либо чётко понятных критериев оснований для отобрания ребёнка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребёнка, направленное на защиту его прав, не выполняет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы. Я считаю, что все эти факты говорят об актуальности проблемы в нашей стране.

В основном преступления против детей совершаются в семье. Насилие в семье порождает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью. У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Исследованием системы дошкольного образования над решением проблемы работает Т. Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ЛОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 года под её руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в системе дошкольного образования. Даёт рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребёнка.

Так же проблемой защиты прав детей занимается Л. И. Смагина. Она в своих исследованиях раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения данной проблемы, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребёнка.

Главным и необходимым для защиты прав ребёнка в ДОУ является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Сколько бы усилий не было приложено со стороны воспитателей по решению проблем по правовому воспитанию, без помощи семьи результата не будет. Защита прав ребёнка работает хорошо в том случае, если педагог нашёл общий язык с родителями и их детьми. Это позволяет если не предотвратить, то уменьшить отрицательное воздействие на ребёнка со стороны родителей. Поэтому очень важно установить «тёплые отношения» с родителями ребёнка. И в случае их плохого отношения к собственному ребёнку уже обращаться в соответствующие органы.

Между родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях должны быть доверительные отношения, которые позволят воспитателям рассказать обо всём родителям, что касается их ребёнка. Чем он занимается, как ведёт себя с другими детьми, какая воспитательная работа ведётся в детском саду и т. п. Воспитатель – главное лицо, выявляющий такую проблему, как нарушение прав ребёнка. Он должен сделать всё необходимое, чтобы принять меры по защите этих прав и предотвратить «плохое» воздействие на ребёнка.

В свою очередь образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану детей от всех видов насилия, укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важнейших в развитии правовых взаимоотношений в обществе, особенно взаимодействие институтов воспитания: семьи, детского сада, школы. Очень важно сотрудничество данных институтов в целях соблюдения прав ребёнка. Чтобы работа по данной проблеме была эффективной, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи, затем совершенствовать формы и методы взаимодействия. Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодополнять друг друга для обеспечения защиты прав детей.

Список использованных источников:

1. Шигапова Н. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей [Текст] / Н. Р. Шигапова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 308-310.

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей» Большое значение при выполнении задач по социально-личностному развитию детей имеет создание соответствующей возрасту среды в группе: игровые.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
  • Игрушки
Автор публикации:
Права ребёнка в детском саду и семье
Опубликовано: 2 января 2014 в 19:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...