Правила линейной и воздушной перспективы

Надежда Семенова
Правила линейной и воздушной перспективы

Урок изобразительного искусства

по теме «Правила линейной и воздушной перспективы»

6 класс

Учитель Семёнова Надежда Константиновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово» Кемеровской области

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи:

-формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы

--развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству

-воспитание чувства красоты к окружающей природе родного края и бережного отношения к ней.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: репродукция картины Константина Дружинина «Моросит»,

репродукция картины А. К. Саврасова «Распутница»

таблица «Построение линейной перспективы»

творческие работы учителя с изображением Кузнецкого Алатау

презентация «Природа Кузбасса в картинах художников»

Музыкальный ряд: Media@online.spb.ru музыкальное произведение «Ennio morricone – Chi mai»

Оборудование для учащихся: альбом, краски, набор кистей, палитра.

I. Организационный момент.

Учитель. Что такое искренность?

На этот вопрос хочется ответить словами мудрецов, живших в древних цивилизациях.

«Искренность-признак благородства души»

Эзоп (древнегреческий мудрец) 640-560 до н. э.

«Искренность и мудрость –великое достоинство, мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать согласно с ней»

Гераклит (древнегреческий философ) 535-475 до н. э.

2. Изучение нового материала

Сообщение новых сведений

Знакомство с картиной Константина Дружинина «Моросит»

Константин Дружин работает в лучших традициях русского реалистического искусства. В своих картинах художник создает одухотворенный образ природы, будь то Курильские горы или берега Тихого океана на Дальнем Востоке, леса, поля и реки средней полосы России или виды зарубежных стран. Созвучие природы и души художника невозможно без постоянного общения с природой. Поэтому Константин Дружин много путешествует.

Особое своеобразие пейзажей Константина Дружина состоит в том, что, изображая современную природу, он умеет поведать одновременно о ее многовековой жизни, отголоски которой видны и в неторопливом течении глубоких рек, и в безлюдье лесистых далей, и в безмолвии затуманенных гор. Так Константин Дружин находит свой путь к созданию пейзажа - картины глубокого духовного содержания.

Бесконечно трудно сказать новое слово в живописи, особенно трудно это сделать в пейзаже. Натура поистине бездонна, природа победоносна и целебна для души человека, и Константин Дружин ищет новую красоту с более трепетным ощущением вечности лика Природы. Полотнам художника можно предвещать долгую и полезную жизнь.

«Для меня главное в картине – искренность» - говорит художник. Цитирую вам его слова о важности искренности в картине.

«Я не могу назвать себя профессионалом или любителем, но то, что я делаю, это от чистого сердца. Вообще, конечно, в живописи главное цвет и тон, т. е. воздух который я стремлюсь передать с помощью холста и кисти. Важнее для меня не манера, а чувства, отображающие мое настроение. Конечно, чувство без уверенности в том, что ты хочешь выразить, вряд ли могут найти отклик в душе человека. Поэтому работаю кропотливо и неустанно изо дня в день, ибо без этого невозможно создать произведение, которое меня бы удовлетворило. Ведь без удовлетворения от работы, в жизни многое теряет смысл. Я очень рад, если зритель получил удовольствие от моей работы.»

Учитель. К какому жанру искусства относится эта картина?

Что такое пейзаж?

(ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.)

Почему у художника в картине только одно яркое дерево, среди многих других?

Какими красками изображается туман в картине К. Дружинина?

Ученики. Вывод: чем ближе изображение к зрителю, тем его лучше видно. Поэтому оно ярче, чем деревья на заднем плане.

Такой процесс построения истинного пространства называется воздушной перспективой

Учитель. Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета.

Воздух, заполняя всё пространство, окутывает все предметы- то, что удалено мы видим сквозь толщину. Поэтому все предметы по мере удаления от зрителя становятся менее насыщенными, т. е. светлыми.

«Русская природа, на мой взгляд, бесконечна как вселенная» - говорит А. К. Саврасов

Изумительную искренность отразил в своей картине «Распутница» А. К. Саврасов

Почти до иллюзии убедительно, воссоздавая на холсте "свечение" природы, художник сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Художник словно творит красоту мира прямо на глазах зрителя, создавая эффект соприсутствия. Необыкновенная красота цвета, гармония красок, яркая передача света придают волнующее и неповторимое очарование его картине.

Легкая дымка морозного тумана вдали, умиротворённые берёзы притаились в безветренной тишине, первые проталины на обочине дороги говорят нам о скором пробуждении природы от зимы.

-Как вы думаете, почему в картине широкая дорога на первом плане медленно превращается в точку?

Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта

Предметы,уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

Ученики. Вывод: линейная перспектива- это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости.

Учитель. Условия построения линейной перспективы:

Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.

Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) - учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, т. е. передать окружающий мир таким, как мы его видим

3. Сообщение темы урока

Учитель: Кто может сформулировать тему нашего урока?

Ученики. Тема нашего урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».

Сейчас мы все вместе выяснили, что входит в понятие перспектива. Узнали виды перспективы. Условия построения перспективы.

Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы

4. Закрепление нового материала

Давайте рассмотрим применение правил линейной и воздушной перспективы в картинах современных художников, изображающих красоту Кузбасса. Кузнецкий Алатау является Жемчужиной Кемеровской области. К нам приезжают из разных стран и со всех уголков нашей страны полюбоваться великолепием природы. Мне приходилось встречаться на туристических тропах с жителями и нашего города.

Беседа по плану анализа картин современных художников

Учитель. В чём заключается искренность изображения природы?

Ученики рассказывают по желанию о каждой представленной картине по плану.

План рассказа

1Ввыражение линейной перспективы.

2Ввыражение воздушной перспективы.

3. Манера живописного письма

Физкультминутка

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Наклониться вперёд к крышке стол -вдох. Повторить 6-раз

2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 6-раз

3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение. Повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.

4. Исходное положение- с идя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 6 раз.

5. Практическая работа.

Выполнить эскиз рисунка с соблюдением правил воздушной и линейной перспективы.

Самостоятельная работа сопровождается слушанием музыки.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль организации рабочего места

-контроль правильности выполнения приёмов работы.

-оказание помощи обучающимся, испытывающие затруднения.

- контроль объёма и качества выполнения знаний.

6. Итог урока.

Выставка творческих работ. Самооценка с последующим анализом творческой работы.

Домашнее задание:

Прочитать учебник: Стр. 146-147. Ответить на вопросы. Выполнить задание №3

Правила линейной и воздушной перспективы
Публикации по теме:

«Что неправильно нарисовал художник?»«Что неправильно нарисовал художник?» При обучении детей сюжетному рисованию очень важно научить их правильному композиционному построению рисунка. Показывать линию горизонта,.

Художественная школа для детей (Изостудия)Художественная школа для детей (Изостудия) ивопись, рисунок, композиция Уроки рисования — древнейший способ развития человека в период становления личности. У каждого ребенка на.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Правила линейной и воздушной перспективы
Опубликовано: 9 января 2013 в 07:01
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...