Правильная речь детей — залог успешной работы в школе

Наталья Поклад
Правильная речь детей — залог успешной работы в школе

Речь – это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. [6, c.112]

В дошкольном возрасте речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звуковая сторона речи, грамматический строй; её функции: коммуникативная, обобщающая, регулирующая, знаковая. [6, c.119]

Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том, что за долго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он «не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны. Ребенок научается в школе осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умения переводятся из бессознательного плана в план произвольный, намеренный и сознательный».[3]

Готовность ребенка к началу школьного обучения, прежде всего, определяется уровнем его речевого развития. Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь к поступлению в школу, тем легче будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь не совершенна. Но, со временем, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые. Большой процент школьников встречается с фонетическими дефектами, которые выявляются тогда, когда ребенку нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.

В настоящее время у младших школьников наблюдается дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из причин возникновения данных нарушений является то, что дети заменяют или смешивают фонемы сходные по звучанию или артикуляции, одним словом, пишут так, как говорят и поэтому необходимым условием при обучении грамоте становится правильное произношение звуков и слов.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу и предотвратить трудности общения в коллективе, ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, грамматикой и орфографией. Обухова А. Ф. пишет: «Прежде всего, повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т. е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание…»[4] Важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи составляет формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольность речи. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. [1, с. 382]

Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики, т. к., ни для кого не секрет, что она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на развитие речи. Ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений обеспечивает точность графических навыков.

Графический навык – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. [1, с. 407] Первоклассники испытывают наибольшие трудности при выполнении графических упражнений. Причинами являются отсутствие интереса к освоению письма, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаток опыта выполнения графических движений.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка к освоению письма можно использовать такие упражнения как «Дорисуй незаконченный рисунок», «Соедини точки», «Нарисуй рисунок по точкам».

Хорошо развитая мускулатура кистей рук обеспечивает точность графических движений, поэтому в занятиях должны сочетаться упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук (пальчиковые игры, гимнастика, лепка из глины, пластилина, теста). Ребятам нравится выполнять движения с мелкими предметами: собирание мозаики, конструктора, нанизывание бусинок.

Опыт графических движений ребенок приобретает при выполнении различных видов штриховки, раскрашивая и копируя различные рисунки, продолжая узоры различной сложности. При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, не выезжал за контур.

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, литературные викторины одновременно решают и задачи формирования связной речи, и задачи словарной и грамматической работы. Например, в игре «Магазин игрушек» в качестве экспонатов отобрать мяч, матрешку, флажок и куклу – это игра для развития описательной речи. А если взять предметы посуды, уже можно решать задачи на формирование способов наименования предметов посуды. [2, с. 228]

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия".- 1998.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Обухова А. Ф. Детская психология. – М., 1995.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Публикации по теме:

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Презентация «Роль речевого развития детей при подготовке к школе» Правильная развитая речь - один из показателей готовности детей к успешному обучению в школе. Речь детей выполняет три функции их связи.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
  • Логические загадки
Автор публикации:
Правильная речь детей — залог успешной работы в школе
Опубликовано: 18 августа 2013 в 17:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....