МААМ-картинки

«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей

Валентина Хакимова
«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Консультация для родителей, желающих проверить звукопроизношение.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Публикация «„Правильно ли говорит Ваш ребенок?“ Консультация для родителей» размещена в разделах

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.

К двум годам словарный запас ребенка достигает 250 – 300 слов, появляется простая фраза, состоящая из 2-3 слов.

В три года в активном словаре ребенка 800 – 1000 слов. Речь становится полноценным средством общения. Происходят изменения и со стороны звукопроизношения: дети правильно произносят все звуки, включая К, Кь, Г, Гь, Х, Хь, С, Сь, З, Зь, Ц и Ль. Допускается неправильное произношение шипящих и сонорных звуков.

В четыре года словарный запас насчитывает 1500 – 1900 слов. Ребенок использует в своей речи все части речи. Правильно согласовывает слова в предложении. Начинает правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Нормой считается неправильное произношение сонорных Л, Р, Рь.

К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза. При нормальном развитии в 5 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Владеет грамматическим строем речи.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи (83%). Чаще всего нарушения касаются свистящих [c, сь, з, зь, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных звуков [р, рь, л, ль], реже заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь], переднеязычные [т, ть, д, дь].

Родители могут сами проверить правильность произношения детьми звуков. Для этого нужно дать ребенку простое задание : «Назови предмет на картинке». Картинки подбираются так, чтобы проверяемый звук находился в трех: в начале, в середине и в конце слова.

Рекомендуемый примерный ряд картинок (слов) :

• Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес.

• Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь.

• Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык.

• Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета.

• Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец.

• Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш.

• Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи.

• Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ.

• Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь.

• Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел.

• Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль.

• Звук «р» — рак, корова, пар, комар.

• Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь.

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушается (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; словно нож – как нош, словно ножка - как ношка и т. п.) .

Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в” : говорит “вак” вместо “лак”; “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто; “ш”, “ж”, “ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.

Бывает так, что в речи ребенок звук не произносит или произносит дефектно, а изолированно звук правильный. Для проверки наличия в речи изолированных звуков можно использовать звукоподражания. Попросить ребенка повторить :

Ввв – воет ветер, вьюга

Ммм – мычит корова

Ннн – ноет Нонна

Ффф – выходит воздух из шара

Ссс – насос свистит

Сссь – бежит вода

Ззз – звенит большой комар

Зззь – звенит маленький комарик

Шшш – шипит змея

Жжж – жужжит жук

Щщщ – шум щетки Ччч – стрекочет кузнечик

Ллл – гудит большой самолет

Ллль – гудит маленький самолетик

Ппп – пыхтит паровоз

Ббб – бренчит крышка на чайнике

Ддд – строчит пулемет

Ттт – стучит молоток

Ккк – капает дождь

Ггг – гогочет гусь

Ххх – греем руки

Ттть – тикают часы

Если вы выяснили, что изолированно ребенок звук произносит правильно, то можно отрабатывать (автоматизировать) звук самостоятельно после консультации с логопедом.

Публикации по теме:

Фотосессия спортивных будней в детском садуФотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями 2013-2014 уч. год Сентябрь: 1. Первое родительское собрание. 2. Консультация: Как победить застенчивость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей
Опубликовано: 22 марта 2015 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД