Правовое образование в дошкольном образовательном учреждении

Екатерина Ивановна Чеканова (Кустова)
Правовое образование в дошкольном образовательном учреждении

«Счастье всего мира не стоит слезы одного невинного ребёнка».

Ф. М. Достоевский

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА– охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами.

Проанализируем основные законы, касающиеся не только прав ребенка и его обязанностей, но и детского общеобразовательного учреждения.

«Конвенция о правах ребенка» - принята международным сообществом в 1989 году (разработана на основе Декларации прав ребенка -1959 год).

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА - ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком - независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения. Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Дети имеют право на медицинский уход.

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Дети имеют право на отдых.

Дети имеют право на бесплатное образование.

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального, регионального уровня.

Согласно Конституции РФ – защита государства, материнства, детства, семьи. Приняты ряд Законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»

Рассмотрим Закон «Об образовании», он был принят 10 июля 1992 года. Госдума 21 декабря 2012 года приняла в третьем чтении подготовленный Минобрнауки закон «Об образовании в РФ». Новеллами стало следующее в законе: дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Проект разъясняет, что «присмотр и уход» - это меры по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания. А дошкольное образование предполагает получение элементарных знаний и умений. Довольно большое место в законопроекте уделено языку обучения. Все дети имеют право получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Детский сад работает по общеобразовательным программам, говориться в статье 9. Закона. Статья 13. Гласит в каждом образовательном учреждении должен быть устав и разработана одна или несколько программ обеспечивающих содержание и воспитание воспитанников.

В уставе дошкольного учреждения указываются продолжительность работы учреждения, режим, порядок приема и отчисления воспитанников, наличие платных услуг и порядок их предоставления, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ и т. д.

При приеме в детских сад администрация обязана ознакомить родителей с уставом дошкольного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно иметь лицензию. В ст. 53 Закона говориться, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовым положением об образовательных учреждениях.

Не допускаются к педагогической деятельности лица, которым запрещена приговором суда или медицинским показаниям, а также лица имеющие судимость.

В статье 54 «Об оплате труда работников образовательных учреждений» указано, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада устанавливается на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности в РФ.

А также образовательное учреждение в пределах, имеющихся у него средств, имеет право самостоятельно устанавливать дополнительные оплаты, премии, надбавки и другие меры стимулирования.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется не только федеральными законами, но и постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а именно (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом, договором с учредителем и родителями (законными представителями).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепления здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным

образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо опираться на присущие этому возрасту ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

Ролевые, театрализованные и дидактические игры. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов).

Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, и их презентация).

Информация для воспитателя:

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей на примерах сказок нужно проводить очень осторожно. Осуществлять подбор соответствующей методической литературы.

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные и многодетные семьи получают льготы. Очевидно, что в современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество - важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребенок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.

Публикации по теме:

Права ребенка. Викторина «Что мы знаем о правах детей?» Викторина «Что мы знаем о правах детей?» Составитель: ст. воспитатель Г. Р. Устьянцева Участники: заведующая ДОУ, ст. воспитатель,.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Математика
  • Логические загадки
Автор публикации:
Правовое образование в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 18:39
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....