Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе

любовь претуляк
Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе

Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны быть направлены на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально- правовую защищенность детей. На сегодняшний день важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной ситуации. Я считаю, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.

Я работаю в направлении гражданско- правового воспитания дошкольников, разработала методическую тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе

С целью ознакомления детей, в соответствии их возрасту, с основными документами по защите прав ребенка; формирования чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за данное слово, за начатое дело и др.) я создала детскую правовую школу «Росток».

Обучение в детской правовой школе «Росток» выстраивала по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему, для этого разработала систему занятий по правовому воспитанию дошкольников с использованием различных форм, методов и приемов (приложение 1):

• моделирование – изготовление модели семьи, кабинета министров,

• карты-помощи на улице и ДОУ;

• составление норм и правил поведения в группе, составление Декларации группы, прав и обязанностей детей группы; (приложение 2)

• экскурсии по ДОУ, которые помогли узнать детям, что детский сад похож на семью, где взрослые заботятся о детях, старшие о малышах и все могут заниматься любимым делом в разных уголках детского сада;

• занятия размышления, на которых каждый ребенок имеет возможность поставить себя в воображаемую ситуацию;

• составление рассказов «Моя семья», «Мой друг», «Каким я буду, когда я вырасту»;

• выпуск авторских книг детьми «Сказка про Машу», «Колобок»;

• решение проблемных ситуаций, что позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие между собой в их общении со взрослыми и детьми, где детям необходимо найти новое решение.

• интерактивные игры: «Детский кабинет министров»; «Звездный час», «Семейные совет», с использованием элементов детского самоуправления;

Для эффективной работы правовой школы «Росток» мною были подобраны и систематизированы серии игр, направленные:

• на развитие чувства индивидуальности - «Кто я и какой я?»;

• на развитие умения общаться - «Как я общаюсь с другими людьми?»;

• на формирование умения оценивать других с позиции доброжелательности - «Комплименты»;

• на умение оценивать других с позиции доброжелательности умение анализировать поступки сказочных героев, умение называть нарушенные в сказке права - «Игры по сказкам»;

• на адаптацию человека в социальном мире - «Помоги себе сам»;

• на расширение области правовых знаний детей - «Я имею право…».

Создала банк данных о каждом ребенке, что позволило построить программу индивидуального развития с учетом особенностей ребенка. В группе ведутся Паспорта развития дошкольника, в которых учитывается уровень развития каждого ребёнка, его интересы и потребности, проектируется индивидуальный маршрут его развития.

Результатом всей работы с детьми по правовому образованию стала интерактивная игра «Выборы президента группы», в которой принимали участие дети старшего дошкольного возраста всего ДОУ. Игра проходила в 3 этапа.

На первом этапе дети предлагали свои кандидатуры и доказывали, почему именно они достойны звания президента.

На 2 этапе дети совместно с родителями разрабатывали и выпускали предвыборные программы. Например:

3 этап. Встреча кандидатов с избирателями. В театральной студии состоялась пресс- конференция, на которой кандидаты рассказывали о своей программе, и отвечали на вопросы избирателей.

Заключительный этап голосование и подсчет голосов.

Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила мне достичь высоких результатов: количество детей с высоким уровнем усвоения материала повысилось на 15%.

Для того, чтобы воспитательная работа была результативной, я считаю - необходимо объединить усилия педагога и родителей. С этой целью был налажен тесный контакт с родителями на основе сотрудничества, использовались разнообразные формы:

«Наши достижения» - рубрика в родительском уголке;

• фоторепортажи «В стране Детсадия»;

• совместные чаепития, развлечения, музыкальные гостиные, участие в выставках.

Важным условием успешной работы по ознакомлению с основами правового образования дошкольников является тесная связь с родителями. По результатам анкетирования выявила низкий уровень правовой грамотности родителей (30%). С целью повышения правовой грамотности и психолого-педагогической культуры создала клуб «Берегиня», разработала перспективный план его деятельности.

Привлекая родителей к правовому воспитанию, я посвятила первые занятия знакомству с документами, принятыми в нашем обществе, а в дальнейшем организовывала для родителей консультации «Ребенок и его права», «Наказывая, подумай зачем» и т. д. В рубрике клуба «Встречи с заинтересованным лицом» организовала встречи со специалистами из органов опеки и защиты детства, психологами и социальными педагогами Центра Здорового образа жизни «Открой себя», которые поспособствовали повышению заинтересованности родителей в развитии и воспитании детей, желание войти в образовательное пространство ДОУ. В приемной оформила фотовыставку «Права ребенка»

В копилку семейного опыта были предложены памятки «Искусство быть родителем», по защите прав и достоинств ребенка в семье и т. д. В рамках тиражирования семейного опыта в уголке для родителей оформлена рубрика «Делимся опытом», где родители делятся своими семейными традициями: «Ритуал укладывания спать», «Семейные соревнования». Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «Папа, мам, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы: «Наши имена», «Наши права», «Моя семья», «Мой любимый Кайеркан», «Дом в котором мы живем», пособия к игре «Звездный час».

Активно привлекаю родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях:

• конкурс рисунков «Наши права», обложка к книге «Права ребенка»;

• в выборах президента группы – составление и изготовление программы кандидатов;

• в составлении Декларации группы, герба группы, семьи, семейного древа, прав и обязанностей детей группы

• презентации проектов «Что надо делать, чтобы не болеть», где каждый проект был отмечен номинацией «Оригинальность замысла», «Здоровый юмор», «Из области фантастики» и т. д. - во время знакомства детей с правом на охрану здоровья.

• презентация буклетов «Наши имена»

Для повышения правовой культуры родителей всего детского сада оформила информационный стенд «Семейная правовая школа», который включает в себя следующие рубрики: нормативно-правовые документы, в копилку родительского опыта, фоторепортажи, права ребенка в детских рисунках.

В результате такой комплексной работы по итогам анкетирования родителей к концу 2012 учебного года повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности на 25%.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Валеологизация учебного процесса. Валеологизация учебного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей детских дошкольных учреждений на рубеже ХХ – ХХ века.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Сюжетные картинки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе
Опубликовано: 7 октября 2012 в 09:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...