Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Северный край, что зовется Ямал!»

Наталья Одинцова
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Северный край, что зовется Ямал!»

"Северный край, что зовется Ямал!"

Место проведения: Детский сад.

Аудитория:Старший дошкольный возраст.

Актуальность праздника: Многое и многих видел на своих землях Ямал, по его тундрам кочевали и будут кочевать люди, оставляя свое настоящее будущему – двадцать первому веку. И не затеряется в древней тундре голос кочевника-оленевода, голос рыбака, голос молодых городов Ямала. Всех их обнимает тундра, объединяя для будущего, сохраняя и отдавая каждому свое….

Идея: Северный край за далёкими далями,

Северный край, что зовётся Ямал.

Пусть говорят, что это - край географии,

Только для нас он - начало начал!

Всех обнимает тундра, объединяя для будущего, сохраняя и отдавая каждому свое!.

Цели: Воспитывать любовь к своей малой Родине, формирование познавательного интереса; патриотическое воспитание подрастающего поколения; привитие любви к родному краю; расширение представлений у детей об образе жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, развитие навыков общения, коммуникативной компетентности, творческих и интеллектуальных способностей детей, создание ситуации успеха, бодрого радостного настроения.

Задачи: Дать представления о своеобразии жизни коренных жителей тундры (природа, жилище, одежда, труд) ;- познакомить со словами на ненецком языке «мя» -чум, «сингокотья» -колокольчик, «Ань-торова» -Здравствуйте, «лакомбой» -до свидания. -познакомить и вызвать интерес к фольклору народов Севера (игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки) ;

Пролог

Зал празднично украшен, на центральной стене вверху расположено солнце, под ним экран, на который проецируются фото- слайды природа Ямала в разное время года. В левом углу стоит чум, в чуме горит огонь. На нартах возле чума в традиционной национальной одежде сидят куклы. Свет в зале приглушается.

Звучит «Музыка Севера» Г. Лагея, на фоне музыки раздаются удары бубна, выходит Шаман с бубном, и исполняет Танец «Северное сияние». Во время танца свет в зале мерцает переливами голубого, зеленого, синего, отображая северное сияние.

Шаман: Ань-торова! Что в переводе с ненецкого языка

означает здравствуйте! Я счастлив, ребята,что

вы заглянули в мое стойбище. А знаете

ли вы как называется край в котором я живу?

Ответ детей: Ямал.

Шаман: Правильно. А что означает слово «Ямал»?

Ответы детей: Край земли.

Шаман: Расскажи нам Ямал о рождении твоем.

Как в дремучих веках, ты явился на свет.

Как припал к ледяной материнской груди,

И, чтоб алые звезды взошли над тобой.

Шаман обращается к ребятам: Дети, а вы любите необычные

путешествия?

Ответы детей : Да!

Шаман: Тогда я вас приглашаю в путешествие по ЯМАЛУ.

Предлагаю отправиться на оленьих упряжках!

Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».

(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.

1 площадка " Я – ЧАСТИЦА ТВОЯ, МОЙ ЯМАЛ"

Звучит национальная ненецкая песня «Сёётэй Ямал – Некоча» (Мой родной Ямал) Из чума выходит Хозяюшка Ямала

Шаман обращается к Хозяюшке чума: Ань-торова Хозяйка

тундры и тайги!

Хозяюшка Ямала: Ань-торова Шаман и ребята! Северная земля –

удивительно разнообразна и богата.

О рождении Ямала сложена легенда…

Свет в зале приглушается. На фоне музыки Хозяйка Ямала рассказывает легенду, которая параллельно проецируется на экране.

Хозяюшка Ямала: «Малютку Ямала родила большая волна

Карского моря. Но появился он в горестный

день полярной, студеной большой темноты.

Мать-волна придумала ему имя, но назвать не

успела, потому что язык у нее превратился в

бесчувственный лед. И мать- волна сказала:

«Да зовешься ты Ямалом, что значит край земли».

Свет в зале становится ярче. Хозяюшка Ямала обращается к детям.

Хозяюшка Ямала: Ребята, а кто из вас знает, как называется мое

жилище? (показывает на чум)

Дети: Чум.

Хозяюшка Ямала: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя».

Как вы думаете, почему мы, коренные жители

Ямала живем в чуме, а не в доме? Все очень

просто, мы часто переезжаем с места на место, а чум

легко собирается и разбирается. Я приглашаю вас

заглянуть ко мне в чум и посмотреть из чего

состоит чум, как собирается и как он обустроен.

(Хозяюшка Ямала рассказывает о построении чума, а на экране проецируются слайды ее рассказа.)

Хозяюшка Ямала: А знаете ли вы, чем занимаются коренные

жители Ямала, чтобы выжить в суровых

климатических условиях Севера?

Дети: Ловят рыбу, занимаются охотой.

Хозяюшка Ямала: Правильно! А кто является для жителей

севера и транспортом и одеждой и едой?

Дети: Олень.

Хозяйка Ямала: Конечно, олень. Из шкуры оленя шьют зимнюю

одежду и обувь, покрышки для чума, а оленья

упряжка – это основной вид транспорта в тундре.

Народы, проживающие на территории Ямала,

особенно внимательно и бережно относятся к

растениям и животным, изучают их повадки, образ

жизни. Давайте проверим насколько вы, дети,

внимательны, наблюдательны, и интересуетесь

жителями лесов, тундры и тайги.

Шаман три раза ударяет в свой бубен. Свет в зале постепенно приглушается. На экране проецируется природа Ямала.

2 площадка "Наедине с природой Ямала».

Хозяйка Ямала: Вам предстоит разгадать загадки о нашей северной природе.

1. Она как оленья шкура,

От моря до моря лежит –

То рыжей, то белой,

то зеленой становится.

Дети: Тундра.

Хозяйка Ямала: Цветная занавеска

Ночное небо закрывает,

А в тундре от нее

Светлее становится.

Дети: Северное сияние.

Хозяйка Ямала: У кого же нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора?

Дети: Заяц.

Хозяйка Ямала: Лес не лес,

Туча не туча –

То по тундре кочует,

То на одном месте кружится.

Дети: Оленье стадо.

Хозяйка Ямала: Мне понравились ваши ответы, ребята. А сейчас я

буду называть грибы, если гриб съедобный - вы с

Шаманом хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете.

(Проводится игра «Отгадай, какой гриб!»)

Хозяйка Ямала: А какие ягоды можно встретить на болотах и в

тайге?

Ответы детей: клюква, брусника, голубика, морошка, черника.

Шаман: Ребята, давайте Хозяйке Ямала исполним песню

«Про черничку».

Звучит песня в исполнении детей «Песенка про черничку»

Хозяйка Ямала обращается к детям:

Вы отлично справились с заданиями и

замечательную песенку спели. Я дарю вам

колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии.

А ещё для вас у меня есть добрый совет: дерево,

цветок, трава и птица – не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся

– одни. Берегите, дети, природу! Желаю вам радости в

жизни и улыбок!

(На ненецком языке Хозяйка Ямала говорит: «лакомбой» -до свидания», дети благодарят хозяйку чума и отвечают: «лакомбой». До свидания.»)

Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».

(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.

3 площадка «Сказки севера»

Шаман: Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок

и легенд. Сказки северяне придумывали для своих детей,

чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб – все, чем

богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, дети учились

быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главным

героем северных сказок является человек – охотник, рыбак,

оленевод, покоряющий суровую природу. И женщина-мать –

хранительница очага.

(театрализация ненецкой сказки «Кукушечка»)

Шаман обращается к детям: Вот такая грустная, но поучительная

сказка. Надо всегда заботиться о своих

мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно

когда они болеют, помогать во всем, быть

трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда

не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да

хлеб сладок».

Шаман: А нам пора отправляться дальше, в стойбище игр!

Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».

(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади, двигаются по залу).). Музыка микшируется свет в зале становится ярче.

4 площадка «Стойбище игр или Зов тундры!»

Шаман: Ребята, у коренных жителей Севера есть игры,

традиционные только для них. Умению жить в тундре

северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает

ходить, отец мастерит для него наточку и детский

аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия

– буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он

может играть. (демонстрирует)

Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством.

Под музыку проводятся ненецкие игры: «Ручейки, реки и озера», «Важенка и оленята», перетягивание палки, «Олень-олененок»,

«Оленьи упряжки», «Олени и пастухи», Игра «Хейро»

Шаман: Молодцы ребята, вы показали настоящую силу, ловкость

быстроту, смелость и находчивость! А в подарок от меня

вам- долгожданная встреча с ямальским Дед

морозом-Ямал- Ири. Слышите звук колокольчиков, это

сани Ямал Ири спешат сюда.

(Свет в зале приглушается, Звучит фонограмма песни «Колокольчик-сингокотья».На экране видео показ сюжета, где ямальский дед мороз Ямал Ири на санях едет по тундре. Видеоряд микшируется, свет становится ярче,в зал входит ямальский дед мороз Ямал Ири)

5 площадка «В гостях у Ямал Ири»

Ямал Ири : Глянь: на небе – сколько звезд!

Значит, едет Дед Мороз.

Из Лапландии далекой,

Где морозы и снега,

Мчатся сани по дорогам,

А вокруг – кружит пурга.

Но все это – не помеха:

Едет, едет Дед Мороз,

Вот уже – гляди: приехал,

И подарки вам привез!

Ямал Ири обращается к детям: Здравствуйте, ребята! Приглашаю

Вас с Шаманом совершить

увлекательную поездку ко мне в

резиденцию ямальского деда мороза.

Звучит фонограмма ветра и метели, Ямал Ири три раза стучит своим волшебным посохом о пол. Свет в зале мерцает и переливается северным сиянием. На экране проецируются слайды с изображением ямальской тундры, природы, и стоп кадром становится резиденция Ямал Ири.

Ямал Ири: Там, под северным сияньем,

Там, где вечная зима,

Там, под снежным одеялом,

Есть далекая земля.

Под крылом гагары белой,

Где склонил главу Урал,

Спит земля в постели нежной,

Имя той земли – Ямал!

Дети исполняют песню «Солнышко над Ямалом», водят хороводы с Ямал Ири, читают стихи о севере. Ямал Ири дарит детям подарки.

Шаман: Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня встретился

c вами! Я понял, что вы знаете и любите наш

северный край, наш Ямал! Вот и заканчивается

путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы

ещё сильнее полюбите эту северную землю, на

которой живете.

Шаман ударяет в бубен, с последним ударом слышится звук метели, на фоне которой звучит ненецкая народная песня «Тэт тай сэрми». «Четыре моих белолобых оленя».

(Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади,покидают зал. Праздник закончен.

Публикации по теме:

Приглашаю на ЯмалПриглашаю на Ямал Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на севере живем! И. Истомин Я хочу вам рассказать о Ямале,где.

Занятие в подготовительной группе. «Моя страна, мой край» Программное содержание: -продолжать закреплять знания детей о России,оее столице-Москве;уточнить представления о государственной символике;.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Северный край, что зовется Ямал!»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 09:03
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...