Лучший педагог года

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной)

Лариса Евгеньевна Улитина
Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области

Праздник глиняной игрушки

Открытое мероприятие с родителями

(конспект занятия по работе с глиной для обучающихся I года обучения творческого объединения «Криничка»)

Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Велиж

2015

Тема: «Праздник глиняной игрушки»

Публикация «Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной)» размещена в разделах

Цели занятия :

- знакомство обучающихся и их родителей с древней народной глиняной игрушкой.

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Задачи занятия :

1) Познакомить с историей возникновения народной глиняной игрушки.

2) Формировать навыки работы с пластическим материалом.

3) Воспитывать уважение к народному искусству.

По завершении занятия, обучающиеся и их родители должны:

• Знать историю возникновения игрушек.

• Уметь различать виды народных игрушек.

• Выполнить из глины сувенир-оберег.

Методы:

информационный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности, применяемые руководителем на занятии :

фронтальная, индивидуально – самостоятельная, самоконтроль.

Оборудование: Оснащение рабочих мест обучающихся.

Дидактические материалы: раздаточный материал.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация «Праздник глиняной игрушки».

Этапы занятия :

• Организационный.

• Изучение нового материала.

• Практическая работа.

• Закрепление изученного материала.

• Подведение итогов занятия, чаепитие.

Ход занятия.

-Здравствуйте, ребята и взрослые. Мы собрались с вами, чтобы вместе провести праздник глиняной игрушки. Изготовление глиняных игрушек – древнее ремесло, и в те далё кие времена этим ремеслом занимались целые семьи: как взрослые, так и дети. И сегодня у вас будет возможность создать в результате совместной работы сувенир-оберег, посвящённый Дню семьи, который отмечается во всём мире именно сегодня 15 мая.

У нас необычное занятие, занятие - праздник. И тема у нас замечательная: «Праздник глиняной игрушки».

Сегодня мы проведем один из народных праздников связанных с приходом весны, побываем на ярмарке игрушек,где наши дети расскажут о своих глиняных игрушках, продемонстрируем свои творческие находки.

И так, наш праздник. Смотрите! Слушайте! Принимайте участие!

Весна – красна, на чем пришла?

На кнутике, на кнутике, на овсяном пучке,

На пшеничном колоске.

Слайд 2.

-Есть удивительная профессия, пришедшая, к нам с давних времен и существующая до сих пор - игрушечных дел мастер.

Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н. э. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

-Искусство изготовления народных глиняных игрушек — искусство русского народа, который любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей,изображая их в глине. На наш взгляд, просто необходимо хранить традиции нашего народа, чтобы знать историю своей страны, семьи.

-Глиняных игрушек бытовало великое множество, самых разнообразных. В разных регионах были свои особенности изготовления глиняных игрушек – в зависимости от местных традиций, местной глины

Слайд 3

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разноряженных щеголих, нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью, округлостью. Игрушка составлялась из разных частей, соединенных между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик.

(Рассказ обучающегося о своей игрушке)

Слайд 4

Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет.

Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, при сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются вытянутые формы. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.

Слайд 5

Родина каргопольской игрушки - русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатыелица каргопольских мужиков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигур забавной и шутливой.

Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. Конь – символ солнца.

(Рассказ обучающегося о своей игрушке)

Слайд6.

По геологии в Велиже находятся залежи черепичной глины. Велижская земля богата всеми видами глины : красная, желтая, белая (показ образцов глины). В городе Велиже работали гончары. На малой стороне города было раньше две улицы мастеров-умельцев. Они так и назывались – улицы Гончарные. Известные велижские мастера дел гончарных это семья Красинцы (отец героя Советского Союза Пахома Красинца, имя, которого носит улица современного города) и семья Медведевых. Помимо того, что мастера изготавливали различную посуду, в Велиже были заводики по изготовлению кирпичей и черепицы. Две деревни так и назывались Цигельня (По-немецки кирпич). Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, собачки… их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные игрушки, покрытые глазурью.

(Рассказ обучающегося о своей игрушке)

Вывод: Сегодня мы с вами познакомились с наиболее самобытными и известными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

Практическая работа заключается в следующем:

Создать из глины сувенир-оберег «Домовенок»

Сегодня на занятии мы будем лепить сувенир-оберег. Рассмотрите образец. Из каких частей состоит игрушка? Какие детали можно вылепить с помощью шаблона? Домик лепится с помощью шаблона, а Домовенок и глиняные игрушки лепятся «на глаз», без образца.

Приемы лепки игрушки.

1. Катают шар (чуть больше половины куска).

2. Раскатывают в форме цилиндра

3. Из шара меньшего размера лепят украшения (казан добра, рог изобилия, кошелек)

Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее.

Следы примазки старательно разглаживают сырой тряпочкой, пальцами. Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.

В заключительной части народная игра «Летим-летим»

Семья – это самое емкое слово.

В нем слышится «семя» - жизни основа.

Семь «я» - это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней – надежный источник.

Семья – это радостный детский смех.

Семья – то, что в жизни нам дарит успех!

Пусть будут опорой друг другу родные,

И пусть всех минуют несчастья любые!

Семья – нашей жизни надежный оплот,

Что в детстве и в старости нас бережет.

Семья – на любви построенный дом,

Пусть радость и счастье царствуют в нем!

Приглашаю всех на чаепитие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по лепке глиняной петровской игрушки в рамках ознакомления с региональной программой «Юный костромич»Фотоотчет о занятии по лепке глиняной петровской игрушки в рамках ознакомления с региональной программой «Юный костромич» В рамках знакомства детей с народными промыслами по программе "Юный Костромич", мною был приглашен мастер по лепке Костромской Петровской.

Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Рощино» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект интегрированного занятия «Позабытые игрушки» Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, спокойствие, интерес, удивление, гнев). Задачи: развитие эмоциональной.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Народный праздник «Сороки». Лепка игрушки-свистульки ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ. ТЕМА: Народный праздник «Сороки». Лепка птички-свистульки. ЗАДАЧИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями.

Практикум-эксперимент «Знакомимся с песком и глиной» Цель. Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Праздник игрушки в младшей группе Праздник игрушки (младшая группа) Дети входят в зал, ведущая обращает внимание на то, что в зале много разных игрушек. Ведущая: Этот праздник.

Праздник «Игры и игрушки» (фотоотчёт)Праздник «Игры и игрушки» (фотоотчёт) Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Нам лето дарит звонкий праздник И главный гость на нем - ИГРА! За этот праздник.

Вводное занятие в студии народной глиняной игрушки. «Цветик-семицветик». Занятие по ФГОС (1 класс) Дом детского творчества "Радуга", с. Краснохолмский, Башкортостан. Педагог дополнительного образования Данилова Людмила Александровна. Вводное.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления со старооскольской глиняной игрушкой Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной)
Опубликовано: 26 января 2017 в 12:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД