Получи документы

Праздник Ивана Купалы

Галина Максакова
Праздник Ивана Купалы

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ

Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры, создать положительную эмоциональную атмосферу у детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими обрядовыми песнями, народными играми.

2. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Действующие лица:

Марьюшка

Молодец

Солнышко

Месяц

Дерево

Баба-Яга

Леший

Чёрт

Водяной

Девушки (3 чел.)

Дети (3 чел.)

Ход ПРАЗДНИКА:

(Лирическая русская музыка «Ты воспой в саду, соловейка».)

Публикация «Праздник Ивана Купалы» размещена в разделах

Здоровья вам, народ честной, да силы. Чай не забыли, что за день сегодня?

Опять на зиму солнце повернуло, все ниже будет подыматься,

И станет день короче и короче.

Хотя ещё и долго лету длиться, цветам цвести и травам наливаться,

Но уже на зимний путь свернуло солнце.

И день этот издревне у славян ИВАНОВ ДЕНЬ зовётся.

В эту ночь великий праздник празднуют славяне,

Гудят в рожки, поют, играют, пляшут, гадают.

Песня «Вечер-матушка»

Вечер, вечер-матушка, вечер-государушка,

Иванушка приходил, подарочек приносил.

Подарочек дорогой, перстенёчек золотой,

Яблочки садовые, сладкие, медовые.

Ты отрада, ты отрада, ты отрадушка моя,

Мы пойдём с тобой, отрада, во зелёный сад гулять.

Во зелёный сад гулять, красны яблочки сбирать,

Яблочки садовые, сладкие, медовые.

Три яблочка сорвала, тебя, милый, поняла.

Три сахарных раскусила, тебя, милый, полюбила.

Вечер, вечер-матушка, вечер-государушка,

Иванушка приходил, подарочек приносил.

Марьюшка: Куда ты собрался, милый друг? Пойдём со мной песни петь, хороводы водить, венки плести, судьбу загадывать.

Молодец: Не пойду я с тобой, ненаглядная моя. Хочу в лес сходить, цвет папоротника найти.

Марьюшка: Да на что он тебе? Вся земля твоя, бери – не хочу. Не ходи в лес, там страшно.

Молодец: Задумал я найти заветный цветок, чтоб клад потом найти и к твоим ногам положить.

Марьюшка: Ой, не нужны мне твои клады, нужен ты мне живой – здоровый. Не ходи, пойдём лучше на речку, в росе искупаемся, святой водой обольёмся. Сегодня солнце сбилось с пути, и ясноокая дева-Заря явилась ему на подмогу. Она не только вела его по небу, но и росой умывала, напоенной летним благоуханием цветов. Пойдём со мной купаться, очистимся от всех грехов, заживём новой жизнью.

(Группа детей исполняет танец солнца, цветов и росы под музыку «Посею лебеду на берегу».)

Заклички солнышку.

1-й ребенок: Солнышко – вёдрышко, прогляни, просвети

На яблоньку высокую, на веточку зелёную,

На грушицу кудрявую, на берёзыньку кучерявую.

2-й ребенок: Пеки, пеки, солнышко, красно вёдрышко.

Рано, рано играй, своих деток согревай.

Твои детки плачут, по камушкам скачут.

3-й ребенок: Солнышко, выгляни, красное высвети.

На холодную водицу, на шелковую травицу.

На аленький цветочек, на кругленький лужочек.

Солнышко: День сегодня необыкновенный! Очень радостный, волшебный!

В этот день мои лучики самые яркие, самые тёплые.

Но в этот день выходят самые злые силы, спрятаться.

Марьюшка: Дорогое солнышко, посмотри, как нас много. Мы тебе поможем.

Только подскажи, как?

Солнышко: Надо пройти через трудные испытания, найти цветок папоротника, который спасёт вас от нечистой силы. Выдержите ли вы трудности?

Ребята: Выдержим.

Игра «Жгучие лучики» (Дети выставляют ладошки, а солнышко пытается дотронуться до детских ладошек. Чьи ладошки осалит, тот ребёнок встает в круг.)

Молодец: Весело с тобой, Солнышко, но я пойду в тёмный лес своё счастье искать, пытать, разведывать. Не поминай лихом. (Девица и молодец расходятся. Звучит песня «Купала»)

Ночь невелика! Марья не спала, Петра ключи брала,

Зарю размыкала, росу выпускала.

Роса медовая, трава шелковая –

Посередь лужка, против солнышка.

А в лесу-то ночью, ох, и страшно добру-молодцу.

Марьюшка: (Протягивает руки к небу)

Месяц милый, мой дружок,

Позолоченный рожок,

Ты встаёшь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Месяц: (Выходя на поляну) Зачем вы потревожили меня средь бела дня?

Марьюшка: Мы встретили солнышко. Оно спасалось от нечистой силы, а нам так хочется ему помочь. Подскажи, месяц светлоокий, как спасти тёплые лучики солнышка от нечистой силы?

Месяц: Спасти солнышко нелегко. Нужно пройти большие испытания. Многие их не выдерживают. Они по плечу только добрым, честным, смелым. В ночь на Ивана Купалу расцветает цветок папоротника. Кто отыщет этот цветок, тот победит нечистую силу. Откроются ему клады. Во всякую сокровищницу, какими бы замками она не была заперта, он войдеёт как хозяин, где двери сами растворятся перед ним, стоит только приложить к двери цветок папоротника. Такова сила и власть этого цветка. Не всякому смертному дано его найти.

Марьюшка: Светлый Месяц, помоги, пожалуйста, нам отыскать волшебный цветок папоротника.

Месяц: Дети, вот вам совет мой: чем больше добрых дел вы совершите, тем быстрее цветок папоротника отыщется. Искать его нужно в глубине леса, откуда не слышно пение деревенского пастуха. Отыскав папоротник, очертите вокруг него рябиновой палкой круг, в котором будете стоять, произнося заговор, до появления цветка:

Цветок волшебный - появись!

Цветок волшебный - покажись!

Красным цветом - озарись!

На Иванов день, на Купальничек!

Песня «Купала, Купала»

Месяц: Нельзя бояться нечистой силы, которая окружит вас со всех сторон. Едва покажется цветок, не выходите из круга, а то нечисть отнимет у вас цветок. Ну, мне пора. Удачи вам, ребята!

(Дети поют купальские песни и отправляются на поиски папоротника. На пути встречается волшебное дерево. Оно разукрашено цветами и лентами.)

Дерево: Детушки, ребятушки! Мне бы водичкой пороситься, да в волюшку напиться. Точат коренья сухие Червоточинки лихие.

Марьюшка: Деревце, милое, мы тебе поможем, дождик закликать будем.

Туча, туча, дождь не прячь. Лейся, дождик, дам калач.

Дождик, дождик, лей, лей,

Никого не жалей: ни берёз, не тополей.

Дождик, дождик, лей, лей на меня и на людей.

На людей по ложке, на меня по крошке.

Я на Бабу-Ягу лей по целому ведру.

Дождик, дождик лей сильней, чтобы трава зеленела,

Выросли цветочки, зеленые листочки.

Исполняется песня "По улице дождь".

(Выбегает тучка с капельками, девочки с лейками и поливают деревце.)

Дерево: Высохли мои слёзыньки, слёзыньки у берёзыньки.

Угощу я вас, детушки, медовым соком.

Ребё нок: На полянке, на лугу гнулася берёзынька.

Завивали девушки, лентой украшали,

Берёзку прославляли.

Песни распевали, хороводы водили.

Хоровод "Во поле берёза стояла".

Дерево: Ребятушки, и спасли вы меня, и позабавили. Слышала, что вы ищете цветок папоротника. Помогу вам. Возьмите от меня в подарок соломенную куклу-Ладу. Она путь-дорогу указывать будет. Ох, нелегко папоротник найти. Счастливого пути, деточки!

(Дети прощаются с деревцем и идут дальше. Останавливаются около поляны, откуда доносятся визги, крики, горит костёр. Дети прячутся и подслушивают разговор. Выбегает нечистая сила, свистит, визжит.)

Леший: Надо сберечь цветок от людишек, никого к нему не подпускать. Ведь в эту ночь найдутся смельчаки, готовые помочь Солнцу. А нам света и тепла не надо. Ха-ха-ха! Глупые людишки! Нам и во мраке хорошо!

Баба-Яга: Чует мой нос русский дух. Кто-то рядом прячется.

Марьюшка: Не бойтесь, дети. Что нам прятаться, мы не трусы. Мы же Солнышко должны спасти. (Выходит на поляну.)

Баба-Яга: А, голубчики, мы то вас и дожидаемся. Скучно нам. Поиграть не с кем. ( Говорит в сторону: "Сейчас-то я их и заколдую".)

Игра с Бабой-Ягой (Дети подходят к Яге и дразнят)

Баба-Яга, костяная нога,

С печки упала, ногу сломала,

Пошла в огород, испугала весь народ.

Побежала в баньку, испугала зайку.

(Баба-Яга прыгает на одной ноге и пытается поймать детей.)

Водяной: Нет, ничего у тебя, Баба-Яга, не получилось. Я их сейчас заморочу.

Игра "Не пролей водицу".

(Два ведра с водой, два пустых ведра, две большие деревянные ложки. Дети и нечистая сила создают две команды. Нужно переносить воду в ложках в пустые ведра, не пролив ее. Команда детей побеждает, т. к. Водяной зацепился за корягу и пролил воду.)

Водяной: Уморили меня. Не хочу с вами играть.

Чё рт: Да, Водяной, и у тебя ничего не получилось. Уж я их обману, подальше

От цветка в лес уведу.

Игра "Ловишки с хвостиками".

Черт предлагает детям взять веревочки и сделать хвостики. Нужно убегать и хвостик чертику не давать. В игру включается вся нечистая сила и пытается заманить ребят в лес, подальше от костра.

Молодец: Баба-Яга, Водяной, Леший! Мы с вами в ваши игры поиграли, теперь наш черёд настал игры придумывать.

Водяной: Мы согласны играть хоть до утра. Лишь бы вас к папоротнику не допустить.

Марьюшка: Поиграем в прятки. Прячьтесь все, как можно лучше и дальше, а дети вас искать будут. (Нечистая сила разбредается по лесу.)

- Ребята, скорее давайте искать цветок.

(Ищут. Находят. Мальчик очерчивает рябиновой палкой вокруг папоротника круг. В это время выбегают на поляну Баба-Яга, Леший, Чёрт и Водяной. Дети успевают забежать в круг. Нечисть уговаривает ребят.)

Нечисть:

- Хотите 100 килограммов конфет? Здесь рядом, на поляне лежат.

- А хотите. ?

Марьюшка: Дети, повторяйте за мной заклинание:

Цветок волшебный - появись!

Цветок волшебный - покажись!

Красным цветом - озарись!

На Иванов день, на Купальничек!

(Появляется цветок. На цветок направляется луч света. Эффект "Озарения". Нечистая сила убегает в лес. К детям выходит Месяц.)

Месяц: Моё время прошло, а твоё, Солнышко, пришло. Появись, Солнышко!

Солнышко: Спасибо, ребятушки, за цветок! С этим цветком соберу я всё плохое у людей, у детей слёзы, обиды, болезни, невзгоды и сожгу на костре.

(Солнце плавно водит цветком над головами детей и как бы осыпает с цветка всё плохое в костёр.)

Солнышко: Цветком папоротника я дотронусь до воды, и она станет волшебной. Вы умоетесь ею, будете здоровыми, сильными, весёлыми.

(Солнце дотрагивается до воды и немного обливает детей водой.)

- Коль волшебный цветок дал мне силу, власть над добром, я хочу вас одарить. Пусть цветок поможет мне для вас, ребята, клад найти.

(Солнышко идёт с цветком и ищет клад. Останавливается в одном месте. Ребята помогают солнышку и находят сладости и игрушки.)

Песня «Да как у наших у ворот».

(Девушки водят хоровод-ручеек, брызгают водой, умываются. На фоне хоровода слова.)

Ой, на Ивана, ой, на Купала девушки гадали,

В воду быструю венки кидали.

Скажи, водица, красной девице про жизнь молодую,

С кем век вековать?

Кого, реченька любимым называть?

Долго ли жить, по земле ходить?

Неси, речка, венок на другой бережок.

Игра «Купальские веночки» (Девочки ходят по кругу и поют.)

Ой, да на Ивана, на Купала мы и пляшем и поём.

Хлопчики до нас идут и подарки всем несут. (Мальчики идут к девочкам, в руках несут веночки. В одном из них «золотая» маковка-цветок из фольги.)

Поют:

А коровкам по росинке.

А телятам по былинке.

Старым бабкам по платочку,

А девчатам по веночку. (Мальчики останавливаются сзади девочек и надевают веночки им на головы. Все вместе идут по кругу и поют.)

В чьём это веночке золотая маковка,

Серебрена головонька? (останавливаются, хлопают в ладоши и поют)

В маленьком веночке, в Машином веночке

Золотая маковка, серебрена головка.

Ну-ка, Маша, попляши, хоровод наш поведи. (Девочка с веночком выходит в круг и танцует. Когда музыка кончается, девочки бросают свои веночки как можно дальше, мальчики бегут за веночками, стараясь взять веночек с золотой маковкой, игра повторяется.)

1-я девушка: Что ты, подруженька, грустна? Иль что недоброе вспомнила?

Девица: Ушел мой добрый молодец в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Ой, боюсь я, недоброе с ним случится.

2-я девушка: А ты надейся, милая, он к тебе вернется.

3-я девушка. Давайте лучше костёр запалим, себя взбодрим, развеселим.

(Девушки уходят готовить костёр. Девица уходит в другую сторону. На сцене уже лежит без движения молодец.)

Девица: Милый друг, что с тобой сделалось? Что приключилось?

Молодец: Ой, еле от нечисти ушел, цветок увидел, а взять не захотел.

Девица: Хорошо, что цел остался. А клад мы и так найдём. Легко разбогатеть нельзя. Дружба и любовь дороже любого клада. Ты мне ценнее всех кладов на свете.

Молодец: Ох, и страшен ночной купальский лес!

Девица: А мы на речку пошли, через огонь прыгать будем, твоя душа и отогреется. Идем!

(Идут к костру. Девушки зажигают костёр и поют.)

У воды, у моря Купала! Играл ночью конь у Ивана.

О-о-ой Купала, играл ночью конь у Ивана.

Копытом камень разбивал, костер искрой разжигал.

О-о-ой разбивал. Костер искрой разжигал.

Ты скачи-ка первым, мой конь, ой, через великий огонь.

О-о-ой, мой конь. Ой, через великий огонь.

За тобою царь и царица и красная девица.

О-о-ой и царица. И красная девица.

(Прыгают через костёр. Девушки находят себе парней и прыгают вместе с ними. Чья пара расцепится, тому замуж в этом году не выходить.)

(Угольки от костра раздать на память детям. Их можно завернуть в виде конфеты в фольгу, чтобы не испачкались.)

Как на Купалу солнце играло!

Ходи, чижик, у ворот, собирай хоровод:

Парней на гулянье, молодушек на купанье,

А девчонок венки вить, на речку ходить,

Венки в воду бросать, свою судьбу гадать.

Все: С праздником вас, люди добрые! С праздником, с Купаленкой-ноченькой!

Заключительный хоровод вокруг костра. Можно попрыгать через костёр. Солнышко прощается. Праздник завершается.

Публикации по теме:

«Праздник праздников встречаем». Праздник Пасхи в подготовительной группе детского сада .

Занятие по ознакомлению детей с творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина Иван Иванович Шишкин. Подготовительная к школе группа. Цель: Ознакомление детей с творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича.

Новогодний праздник для первой младшей группы «Праздник на лесной полянке» Сценарий нового года 1 мл гр «Праздник на лесной полянке» Ведущий: Что за ёлку нам принёс Добрый Дедушка Мороз Вот так елочка у нас -всем.

Осенний праздник в младшей группе «Мы праздник сегодня устроим и осень к нам в сад позовём…» «Мы праздник сегодня устроим и осень к нам в сад позовём…» Дети под музыку выходят в зал с листочками в руках. Музыкальный работник: Добрый.

Сценарий праздника Ивана Купалы ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА. ЦЕЛЬ: приобщить к русской народной культуре; развитие способности устанавливать связи между явлениями окружающей.

«Масленица к нам пришла! Отворяй-ка ворота!» Праздник для всех возрастных групп ДОУ "МАСЛЕНИЦА К НАМ ПРИШЛА! ОТВОРЯЙ -КА ВОРОТА!" праздник для всех возрастных групп ДОУ, составитель музыкальный руководитель Громова Светлана.

Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5–10 лет)Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5–10 лет) Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5-10 лет) Авторы: Быканова Елена Григорьевна, старший воспитатель МБДОУ.

Сценарий праздника Ивана Купала Программа проведения праздника для детей дошкольного возраста. Тема: «Подводное царство». Возраст: средняя и старшая группы. Цель: совершенствовать.

Семейный праздник «8 Марта — праздник мам» в старшей группе компенсирующей направленностиСемейный праздник «8 Марта — праздник мам» в старшей группе компенсирующей направленности В группу под музыку вбегают 2 мальчика. 1 мальчик. Вы слыхали? Вы слыхали? Отменили праздник в зале! Как же праздник отмечать? Как девчонок.

Спортивный праздник для детей средних и старших групп «Праздник здоровья» Сценарий спортивного развлечения для детей средних и старших групп «Праздник здоровья». Ведущая:Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас Праздник.

Автор публикации:
Праздник Ивана Купалы
Опубликовано: 31 марта 2016 в 20:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД