Праздник «Посидим с чайком, поговорим ладком»

Ирина Кузьмина
Праздник «Посидим с чайком, поговорим ладком»

«ПОСИДИМ С ЧАЙКОМ, ПОГОВОРИМ ЛАДКОМ»

Слайд 3-4 Под музыку «Барыня» выбегают 3 скомороха:

1ск: Не толпитесь у дверей

Проходите поскорей

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки.

2ск: Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте!

3ск:Все к нам поспешите

И друзей с собой ведите!

Всех друзей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все вместе: К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай!

Слайд 5-6 Вход под музыку «Светит месяц…» входят дети и садятся на стулья.

Вход под музыку из СД «Весёлая детскотека»№16 ведущего.

Слайд 7-8 Вед: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в мою горницу. Гость на гость – хозяину радость! Все ли расположились, всем ли удобно?

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

– А каким традициям в ваших семьях вы следуете? (ответы детей) Я рада, что вы пришли на посиделки в мою горницу, кланяется: «Хорошему гостю хозяин рад!». А кто знает, откуда пошло такое приветствие – поклон?

Ребёнок: Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить – дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высоким был, чтоб меньше дуло по полу.

Воспитатель: У русского народа много разных традиций. Одна из них – проведение посиделок, которые начинались с Покрова (14 октября, с середины осени. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». «Покров- начало посиделкам, пряжа льна».

Слайд 9. Беседа «Что такое посиделки?

- Это время проведения досуга.

- Себя показать да других посмотреть.

- На посиделки собиралась молодёжь попеть да поплясать.

- Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами.

- На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

- Ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Ребёнок: На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребёнок: При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Ребёнок: Добрым чаем угощались,

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались-

Без общенья жизни нет.

Ребёнок: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребёнок: Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все Для друзей и для гостей!

Слайд 10. Воспитатель: Верно, добавлю, что посиделки проходили поочерёдно, в каждой избе, обычно, большой, просторной. Еду, угощение несли сюда в складчину. Руководила посиделками хозяйка избы – сегодня ею буду я. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду».

С осени начинается череда сплошных праздников. Каких? Почему, как вы думаете, большинство праздников справляли осенью и зимой?

- Прошли сельскохозяйственные работы: пахота, посев, косьба, собран весь урожай, перекопаны огороды – теперь можно и повеселиться. «Кончил дело – гуляй смело».

А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Вот и мы собрались сегодня в моей горнице на весёлые, чайные посиделки. Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня или после баньки. Да и песни русские народные попеть.

ПЕСНЯ «Горница -узорница».

СЛАЙД 11. Вед: Вас приглашали когда-нибудь на чай? У нас «чайная страна», и пьют его много. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце. Это называлось в прихлёбку.

Вед: Я весной на завалинке посиживаю.

А зимой в горнице полёживаю.

Сижу на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю

И в корзинку собираю.

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней – погляжу.

- Давайте вспомним, что необходимо для чаепития (загадки)

1. Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (чайник)

2. Много её – беда! Мало её –беда!

Нужна она всегда, больше чем еда. (вода)

3. Был листок зелёным,

Стал чёрным, сушёным. (чай)

4. Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал. (сахар)

5. В печь сперва его сажают, а попозже вынимают,

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. (пирог)

Вед: А ну-ка чашки выбегайте

К чаю стол наш накрывайте!

СЛАЙД 12. ТАНЕЦ «Чашек и блюдец»

Вед: А откуда к нам в Россию попал чай? Какая страна является родиной чая? А вон и гости из этой страны к нам пожаловали, да с угощением.

СЛАЙД 13. ТАНЕЦ ИНДИЙСКИЙ

СЛАЙД 14. Вед: Спасибо вам гости за чай индийский. Родиной чая, считают Индию и Китай. А привезли чай послы в подарок русскому царю. Чай всем понравился. Долгое время на Руси чай был очень дорогим удовольствием. Пили его только богатые люди. Но прошло время и чай стал русским национальным напитком. – А вот какой бывает чай?

Ответы детей: чай бывает чёрный, зелёный, красный, белый, с добавками и без. И т. д.

СЛАЙД 15. Выставка чая.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку чая.

-Дети, посмотрите на эти чаи. Чем они отличаются друг от друга.

Дети: Банки разного цвета, разного размера.

Воспитатель: Как вы думаете, отличаются чаи по вкусу?

Дети: Вкус у чая одинаковый.

Я думаю, что вкус у чая разный

Воспитатель: Это нам легко проверить. Давайте чай понюхаем и попробуем.

Дегустация чая.

Дети: У каждого чая свой вкус, свой аромат.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что у каждого чая свой вкус, свой аромат. Так и должно быть, вы пробовали чай разных сортов.

Вед: А знаете ли вы, что чай имеет свой день рождения, а празднуют его 15 декабря, он так и называется «День чая».

ИГРА «КОНФЕТКА»

Дети образуют круг. Под музыку играющие передают друг другу конфету. Когда музыка прекращается, у кого в руках оказалась конфета проговаривает пословицу о чае (конфет может быть 1-3шт. по кругу).

СЛАЙД 16. Вед: Чаепитие – это особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором. Пили всегда чай не наспех, а с чувством.

1реб: Мы за чаем не скучаем.

Разговор ведём за чаем,

Самовар на стол несём,

Говорим о том, о сём.

2 реб: Тары – бары растабары,

Выпьем чай с сухарями, с сушками

Со сладкими ватрушками.

3реб: С бубликами вкусными,

С пирогами русскими!

4реб:Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном.

5реб: И внакладку, и вприкуску,

Пейте чай, друзья, по-русски!

6реб: Мы за чаем не скучаем,

Мы частушки сочиняем.

Частушки не случайные,

Частушки тоже «ЧАЙНЫЕ»!

7 реб: Сейчас частушки пропоём,

Потом ещё чайку попьём!

СЛАЙД 17. ЧАСТУШКИ

СЛАЙД 19. Воспитатель: Слышите, кто-то шубуршится, кряхтит. Наверно, мы своим весельем кого-то потревожили.

Входит Домовёнок: Расшумелись, спать не даёте.

Воспитатель: Проходи, Домовёнок, проходи, родненький!

Домовёнок: Да у меня родни – только лапти одни.

Эй, топни, нога, да притопни, друга.

Ты не стой на пути, коли жизнь дорога.

Воспитатель: Ты же взрослый, Кузьма, детям хорошие манеры прививать надо, а ты даже не здороваешься.

Домовёнок: А что делать-то надо?

Дети: Надо поздороваться!

Домовёнок: Здравствуйте, дети, Я – домовёнок Кузя. Не забыли меня?

Дети: Нет, не забыли!

Домовёнок: А я вот что-то забыл, как тебя зовут? (указывает на ребёнка, тот отвечает). А тебя? (И т. д.) Нет, так не годится.

Давайте знакомиться дружно. Когда я три раза хлопну в ладоши, вы все вместе сразу назовите своё имя. Так и познакомимся (по команде все дети разом называют свои имена).

Домовёнок: Очень приятно было с вами познакомиться, дорогие дети! А почему вас так много сегодня собралось?

Дети: у нас посиделки о чае, веселимся на посиделках.

Домовёнок: я люблю играть да петь. Давайте всех моих друзей позовём.

Пальчиковая гимнастика «В гости к Кузе на блины»

1. Стал Кузьма гостей созывать

(хлопки руками, как будто печем пироги)

И Иван приди, и Степан приди,

и Андрей приди, и Матвей приди

А Митрошечка, моя крошечка - ну, пожалуйста.

(на имена детей гладим указательным пальцем правой руки все пальчики левой, начиная с большого пальца).

2. Стал Кузьма гостей угощать, (нажимаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой)

И Ивану блин, и Степану блин,

и Андрею блин, и Матвею блин.

А Митрошечке, моей крошечке, мятный пряничек. (а мизинчик нежно и ласково поглаживаем)

3. Стал Кузьма гостей провожать, (загибаем каждый пальчик левой руки при помощи правой)

Прощевай Иван, прощевай Степан,

Прощевай Андрей, прощевай Матвей,

А Митрошечка, моя крошечка,

ну, побудь со мной еще немножечко. (а мизинчик поглаживаем)

СЛАЙД 20. Домовёнок: Ой, что-то у меня голова разболелись, сердце забилось, в животе заурчало! Дайте мне таблетку!

1реб: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться.

Чаем можете лечиться.

2реб:Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

3реб:И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Вед: Совершенно верно. Кроме чёрного и зелёного чая заваривают чай из полезных растений. А из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток мы сейчас тебе поможем.

СЛАЙД 21. Выполните следующее задание: «Заварим травиной чай».

Атрибуты: 3 обруча, наборы картинок ягод, деревьев, трав.

Ответы детей после конкурса: - цветы липы заваривают чай от простуды и кашля

-мята-успокаивающий чай, при головной боли,

-шалфей от ангины,

-малины – средство от простуды, снимает температуру.

Вед: Милый друг, не позабудь:

Коль беда случиться,

Можно вкусным чаем,

С травами лечиться!

Домовёнок: Спасибо, дети, я много узнал от вас, я тоже буду пить морс и чай из лесных ягод.

Вед: Кузя, надо вести здоровый образ жизни, на печи не лежать, а по лесу ходить, свежим воздухом дышать, да полезные ягоды собирать!

Вед: Приходи ко мне в горницу на чаепитие! КУЗЯ УХОДИТ.

СЛАЙД 22. Комплекс игрового массажа «Дружок»

Вед: А сейчас я вам загадку о главном атрибуте, без которого на Руси не обходилось чаепитие.

Четыре ноги два уха,

Один нос на брюхо. (самовар)

Реб: Иван Иванович Самовар

Был пузатый самовар,

Трёхведёрный самовар.

Самовар Иван Иванович!

На столе Иван Иванович!

Золотой Иван Иванович!

СЛАЙД 23. Песня-хоровод «Пых-пых, самовар» Вход самовара.

СЛАЙД 24. Вед: А знаете ли вы, ребята, как появился самовар в России? Изобрели самовар в 8 веке. Поначалу его изготавливали на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в г. Тула. Чтобы самовар был красив, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, петухов и других животных. Чем богаче семья была, тем краше был самовар. Вода в самоваре быстро закипает и долго не остывает. Раздувают самовар с помощью шишек. В наши дни самовар считается русским сувениром.

Чай пили из самовара. Ставили люди самовар, насыпали туда горящие угли, а когда самовар закипал, заваривали душистые травы. Садились у самовара, пили чай с крендельками да с баранками и вели беседу.

СЛАЙД 25. Сценка за самоваром:

Дети: Угощайтесь, гости дорогие, попейте чайку горяченького, попробуйте калачей, бараночек, пирожка. Я его сама испекла.

(сценка-диалог)

- Ой, А где же пирожок?

- Ты пирог съел?

- Нет. Не я.

- А вкусный был?

- Очень!

Алеша. Где кисель, тут и сел.

Таня. Где пирог, тут и лег.

Миша. Где блины – тут и мы.

Сережа. Где щи с мясом – тут и место наше.

Вед: Да что-то мы засиделись, а ну ка выходите поиграть да песни попеть.

Игра-хоровод «Плетень»

СЛАЙД 26. Игра «Чайная кукла»

В игре принимают участие по 5 человек 2 команды. Задание: надеть на чайник куклу и пробежать 3 раза вокруг самовара, вернуться на место, передав чайник следующему. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание и не уронит куклу.

СЛАЙД 27. Вед: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем славным.

1Реб:Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь-кругом друзья!

2Реб:

Чай горячий –наша сила,

Угощение стола

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят,

Чай – здоровье, всякий знает,

Все: Пей хоть пять часов подряд!

Вед:

Прощаюсь с вами и желаю

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожит,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

СЛАЙД 28. Танец «Пока мы живы, Россия жива».

ВЕД: Ну что же, люди добрые! Пора прощаться!

Вам нижайшее наше почтение, благодарим за посещение!

Живите со щедростью весенней, с миром и счастьем,

С трудом и любовью, с ручьями и солнцем,

Да с цветами лазоревыми!

Приходите в гости ко мне еще, я вам много нового расскажу. Возьмите с собой в дорогу слова: до свидания, доброго вам здоровья, всего хорошего, до новых встреч.

Публикации по теме:

Комплексное занятие: «В гости к бабушке за пасхальным яичком», в первой младшей группеКомплексное занятие: «В гости к бабушке за пасхальным яичком», в первой младшей группе Задачи: 1. Познакомить детей с календарно – обрядовыми праздниками; 2. Развивать творческое воображение; 3. Воспитывать культуру общения,.

Приглашаю к чаюПриглашаю к чаю Когда мы говорим о поделках из бумаги, в голове невольно возникает знакомое всем слово. Слово "оригами". Оригами - это искусство создания.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Обучение грамоте
  • Дикие животные
Автор публикации:
Праздник «Посидим с чайком, поговорим ладком»
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 10:18
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....