Праздники как средство развития речи детей

Оксана Легкодымова
Праздники как средство развития речи детей

Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Проявление у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.

Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает.

В этом смысле надо отметить громадное положительное значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о детский праздничных выступлениях, отмечает значение таковых для развития речи детей.

В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей, многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося запаса перед праздником отбирается необходимое.

И подготовка к празднику во всех ее проявления, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом центральный момент каждого праздника – предлагаемое детям зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах их речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы должны и тому и другому уделять время и внимание.

Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные сказки, концерты, литературные чтения с волшебным фонарем, сказочных героев.

Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов, частушек, может только опошлить вкус детей.

Не менее значителен вопрос об участии самих детей в праздничных выступлениях. В интересах социального и речевого развития детей такие выступления имеют огромное значение.

Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

Поэтому-то так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе, что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам нечто, что может и должно их всех заинтересовать.

Но недостаточно выступить только перед своими товарищами. К ним дети привыкают и перестают их стесняться, нисколько не утрачивая в то же время робости в присутствии новой посторонней аудитории. Поэтому необходимо приучать детей читать и говорить перед публикой. С этой целью следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на которые приглашаются родители и знакомые.

Такие выступления детей уже практикуются и в детских садах и в школах, но организация их не всегда соответствует тем принципам, которыми при этом следует руководствоваться. Им придается характер излишней торжественности, исключительности, дети дифференцируются, выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны, зависть-с другой. Эта внешняя отрицательная сторона дела убивает его внутреннюю сторону - развить во всех детях умение и потребность путем живого слова воздействовать на слушателя.

Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая проявлению тщеславия, не должны иметь места. Выступать и читать должны все дети, без различия из свойств и способностей. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Необходимо соблюдать осторожность в расточении похвал, в манере порицания, чтобы не разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.

Дети могут разыгрывать маленькие сценки, сказки, читать стихи, рассказывать, давать пояснения к картинам.

При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества. Составлять небольшие инсценировки по сказкам, рассказам, басням, по данным детской жизни не так уж трудно; требования к таким вещицам не слишком велики: были бы они понятны и интересны по содержанию и грамотны по изложению. Но мы никогда не должны забывать, что детский спектакль не театральное представление, в котором участвуют актеры, а методический прием, имеющий в виду детей. Участвовать в этих спектаклях должны все дети.

Первая категория праздников – сезонные: праздник весны, лета, осени, зимы. Оформления их может быть очень разнообразно и интересно, с привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.

Вторая категория - праздники литературные, музыкальные, посвященные памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов; из нашей дошкольной практике мы можем назвать праздник Пушкина, повторяющийся каждый год, Некрасова, Глинки, Моцарта, Бетховена. На них выступают обычно и дети и взрослые.

Третья категория - праздники труда: посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов.

Четвертая категория – бытовые праздники: дни рождения детей, летом пикники – походы на природу.

Сюда же следует отнести случайные, мимолетные маленькие праздники. Детям накануне объявляется: завтра у нас будет праздник. Более тщательно наводится порядок, организуется «сладкий стол», снимаются обычные плановые занятия, и устраивается «театр» - час детской самодеятельности: чтение стихов, пение, пляски, игры. Старшие дети могут сами придумывать маленькие сценки.

Темы для таких инсценировок дети выбирают сами или их предлагает педагог: встреча двух друзей, в лесу (сбор грибов, ягод, отдых под дубом, у костра (дети разжигают костер, располагаются вокруг него, кто-нибудь рассказывает сказку) и т. п. Декорации никаких не требуется. Все воображаемое.

Сколько же праздников разного типа можно представить детям в году? Ответить на этот вопрос определенным числом нельзя. Сколько нужно. Это должен подсказать педагогический такт и чувство меры.

Праздники и праздничные выступления детей неизменно включают музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка.

Мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса, а именно пения как фактора развития речи детей. Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей, - абсолютной грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество педагога и музыкального руководителя.

Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.

Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.

Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не являющимися неисправными. Но такая работа должна вестись специалистом.

Публикации по теме:

«Эмоциональный комфорт детей в семье» • Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации. • Эмоции ребенка - это послание.

Конкурс «Шляпа, шляпка, шляпочка…»Конкурс «Шляпа, шляпка, шляпочка…» Основные задачи конкурса: - развитие эстетического вкуса; - преобразование объектов и материалов полученных в результате взаимодействия.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Праздники как средство развития речи детей
Опубликовано: 26 октября 2013 в 22:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...