Папки-передвижки

Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности

Инна Осипенко
Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности

Предлагаем Вам подборку детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности.

Рассказ об истории огня.

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Публикация «Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности» размещена в разделах

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костер запрещалось бросать мусор и отходы, т. к. это могло «оскорбить» огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, — трение одного сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах.

Огонь — друг человека. Без него невозможна жизнь на земле. Огонь — враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернется к нам, зависит от нас.

Стихотворение

Говорим — огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы забудем,

Отомстит он сразу людям.

Рассказа А. Гимадеевой «Не надо играть с огнем!»

Жила одна маленькая девочка. У нее было довольно редкое имя — Элли. Ее родители очень часто уезжали, и в это время она оставалась у бабушки. С бабушкой Элли повезло, потому что она разрешала своей внучке делать многое такое, чего не разрешали делать другим девочкам бабушки. Так, Элли разрешалось пачкать руки до самого локтя, когда она играла в песочнице и «пекла» очень вкусное песочное пирожное. Еще бабушка разрешала внучке подолгу вертеться возле зеркала и корчить при этом смешные рожицы. А еще ей разрешалось гладить толстого соседского кота, который был, по мнению своей хозяйки, очень необычной породы. И только трогать спички бабушка не разрешала. Стоило девочке попросить дать ей хотя бы одну спичку, как голос бабушки становился строгим, как у папы, и она говорила стихами поэта, имени которого Элли не знала:

Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром — в пятнашки,

В прятки с дождем,

Но не надо играть с огнем.

Дальше в стихотворении тоже были интересные слова:

Даже с волчонком — пожалуйста,

Даже с тигренком — пожалуйста!

Но коли ты вздумал играть с огнем,

То уж потом не жалуйся

А Элли давно мечтала сварить своим куклам, Даше и Саше, вкусную- превкусную кашу. Но разве можно сварить что-нибудь без огня? И тогда девочка опять начинала просить бабушку, чтобы она дала ей хотя бы половинку спички. И в ответ она слышала, что брать детям спички нельзя, потому что в коробке может оказаться страшное оранжево-красное чудовище.

Однажды перед сном Элли взяла стул, пододвинула его к шкафу, где бабушка прятала спички и, взобравшись на него, взяла коробок. А потом спрятала его под подушку и решила, что утром непременно она сварит куклам что-нибудь вкусненькое. С такими мыслями малышка уснула. Ночью ей приснился сон, будто она вынула спичку и чиркнула ею по коробку, как это делали взрослые. Но вдруг спичка сломалась пополам и, зажженная, упала на пол. От испуга девочка растерялась. Она не знала, что делать. А маленький огонек вдруг начал превращаться в огромное оранжево-красное чудовище.

Языки чудовища хотели проглотить и куклу Дашу, и куклу Сашу. Куклы испуганными глазами смотрели на свою маленькую хозяйку, а сама девочка хотела бежать и спрятаться под кровать. От страха у Элли подкашивались ноги и. в это время она проснулась. Малышка лежала на подушке, вся мокрая от холодного пота, и думала: «Как хорошо, что это был сон!»

А утром, едва проснувшись, Элли побежала на кухню, положила спички на место, потом подбежала к бабушке и прошептала:

Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром играть в пятнашки,

В прятки играть с дождем,

Но не надо играть с огнем!

Вопросы к детям:

Почему такой вывод сделала девочка? Мог ли такой случай произойти не во сне, а наяву, на самом деле? Что послужило причиной пожара? Можно ли детям брать спички? Разрешают ли ваши родители вам играть со спичками? Представьте себе, что вы идете по улице и видите, что маленькие дети пытаются зажечь спички. Что бы вы им сказали?

Стихотворение

Ростом спичка — невеличка

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Т. Рафикова «Огонь — друг, огонь — враг».

Жил-был Огонь. Был он очень веселым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути, сжигал все подряд, и был он злейшим врагом всего живого.

Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай Огонь, давай померимся силой!» Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда, тебе, человек, со мной силой мериться!» А человек стоял на своем: «Давай! Давай!» Огонь согласился.

Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить".

Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».

Но, когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревням, городам, и тогда снова может прийти беда.

Вопросы к детям

Когда мы говорим, что огонь — друг? В каком случае огонь становится врагом?

Загадки

Деревянные сестрички

В коробочке. Это. (спички)

Вы запомните, друзья,

Детям спички брать. (нельзя).

Предупреждаем всех недаром:

Трудно справиться с. (пожаром).

При пожаре не зевай,

Огонь водою. (заливай).

А чтоб не случилась в твоем доме беда,

Советы родителей слушай. (всегда).

Легче, чем пожар тушить,

Нам его. (предупредить).

С огнем бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)

Я мала, да зла,

Чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду,

Что много горя принесу

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (Костер)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки—

Раздают всем огоньки. (Спички)

Я не сам по себе,

Я сильнее всего,

Я страшнее всего,

И все любят меня,

И все губят меня. (Огонь) (Искра)

Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (Дым)

Стихотворение Н. Афанасьева. Если бы не было огня

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами б стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни пожить,

В «Денди» тоже б не играли.

В общем, плохо было б жить.

Рассказ о прошлом профессии пожарных

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчевской башни (желательно показать детям рисунок).

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывает

На север, на юг,

На запад, на восток— не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара,

И три шара

Взвивались вверх, бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь—лошади. Самые лучшие, самые резвые.

Пожарная часть в те времена представляла собой довольно солидную профессию. Впереди на лихом коне — трубач, громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные торопятся на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит как на пожар».

На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных машинах (желательно показать детям рисунок).

Пожарные — героические люди, которые всегда готовы прийти нам на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно.

Это случается чаще всего оттого, что люди или слишком поздно сообщают о пожаре, или не могут назвать правильный адрес.

Стихи

Пусть знает каждый гражданин:

Пожарная служба — 01.

Ты о пожаре услыхал. —

Скорей об этом дай сигнал.

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать.

И назвать еще потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

И еще сказать:

«Даю Я Вам фамилию свою»,

Также номер телефона,

У которого стою.

Стихотворение Л. Билалова «Пожарные»

Однажды Коля, Оля, Анна

Играть в пожарные взялись,

Воды ведро набрали в ванной,

Но вот пожара не нашли.

Тогда решили сделать сами,

Но для пожара нужно пламя,

Бумага, спички, керосин. —

Пожар готов!

Тушить бежим!

Ребята бегали гурьбой,

Но вот беда — огонь не тухнет

И не залить его водой

Как жалко!

Домик Жучки рухнет!

Плачет Анечка навзрыд,

Ну а Коля говорит: «Нам не справиться самим,

Скорее позвоним: «01»

Приехали быстро пожарные,

Ведь огонь на сарай перешел.

Потушили огонь коварный—

Стало всем на душе хорошо.

Играйте в пожарных, дети,

Но огонь не разводите.

Он захватить вас может в сети

И погубить все — все на свете!

Рассказ М. Янкина Случай с телевизором.

В одной квартире в углу на тумбочке жил-был большой цветной телевизор. Его недавно привезли сюда из магазина, он занял самое почетное место. Относились к нему бережно. По вечерам перед ним собиралась вся семья, чтобы посмотреть хоккей, кино или мультфильмы.

Но постепенно к нему привыкли и перестали восхищаться. И вот накануне праздника в квартире появилось много гостей. Они громко разговаривали, пели, смеялись, танцевали. Были включены гирлянды на елке; магнитофон, люстра и телевизор работал без устали всю ночь. Под утро гости разошлись, и хозяева стали укладываться спать.

Вдруг внутри телевизора что-то зашипело, треснуло, и появился дым. Телевизор сморщился от боли, застонал, но его никто не услышал.

Вскоре появился огонь, он перекинулся на занавески, загорелись обои, ковер, огонь быстро перебирался все дальше и дальше. Вскоре комната наполнилась дымом. На пороге с криком появилась хозяйка, она металась, не зная, что делать.

Вопросы к детям.

Что бы вы посоветовали хозяйке?

Хозяин с трудом пробрался сквозь дым и выключил телевизор, а пламя начал сбивать полотенцем. Хозяйка набрала по телефону номер «01» и вызвала пожарную команду. Вскоре послышалась громкая сирена и к подъезду стремительно подъехала красная машина. Пожарные помогли быстро потушить огонь, а обгоревший, чуть живой телевизор вскоре был отправлен в мастерскую на ремонт. После его возвращения отношение к нему изменилось: его стали беречь, протирать, вовремя выключать.

Стихотворение Н. Афанасьева Как сгорел один дом

Расскажу я вам о том,

Как сгорел однажды дом.

Две девчонки, две сестрички,

Раздобыли где-то спички.

-Знаешь, что? — сказала Валя. —

Мы туристы на привале,

Разожжем костер сейчас,

Ну а будет он у нас

Под столом.

Неси газеты,

Пускай хворост будет это.

— А в корзинке сварим кашу,—

Подсказала ей Наташа. —

Чиркнем спичкой.

Раз, два, три!

Огонек горит, смотри

Ай! Упала спичка! Ой!

Ой! Какой огонь большой!

Вопросы к детям

Как вы думаете, что произошло потом?

(Ответы детей)

Испугались те девчонки,

Растерялись, как тут быть?

Чуть дыша, стоят в сторонке:

Убегать или тушить

Вопросы к детям

Как бы вы поступили в данной ситуации? Что нужно было сделать?

Валя быстро догадалась:

— Надо бы водой плеснуть!

Но воды — то оказалось

Только в чайнике чуть-чуть

И опять сказала Валя:

— Мы его накроем шалью

И платком, и одеялом.

Но огню и горя мало

Шали нет, платка не стало,

Загорелось одеяло.

Вопросы к детям

Правильно ли поступили девочки? В каком случае нужно воспользоваться платком или одеялом?

А огонь-то разгорался,

Влез по скатерти на стол,

В книгу папину забрался,

Вдоль по комнате пошел,

Побежал по занавескам,

По картине на стене,

Разошелся с шумом, треском,

Все вокруг уже в огне.

А Наташа вместе с Валей

Больше медлить уж не стали,

Побежали в коридор,

А потом скорей во двор.

Пламя выше, пламя круче,

Дым столбом до самой тучи,

А народ кругом толпится,

Кто с лопатой, кто с ведром,

И пожарная уж мчится,

Но в огне уже весь дом,

Долго бились все с пожаром,

Не один час и не два,

Да усилия все даром,

Нет ни дома, ни двора.

Онемев, стоят сестрички,

А народ шумит кругом:

— От одной лишь только спички

Как в костре, сгорел весь дом.

Говорят все и недаром:

-Трудно справиться с пожаром

Твердо помните, подружки:

Спички — это не игрушки!

Знать бы надо всем, друзья,

Что с огнем играть нельзя

Вопросы к детям

Какое правило вы усвоили из этого стихотворения? Часто, не понимая опасности подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие «самолетики» и тем самым становятся виновниками пожаров.

Отрывок из произведения С. В. Михалкова «Дядя Степа»

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом.

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Степе говорят:

— Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?

Отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Русское народное творчество.

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Стихотворение Р. Кабанова Однажды в лесу

Расскажу я вам, ребята,

Про историю одну,

Где веселые зайчата

Так резвились на лугу.

А затейники-зайчишки,

Шалунишки и плутишки,

Никому не говоря,

Спички из дому забрали,

Сухих веток натаскали.

Разожгли большой костер,

Встали в круг, затея спор.

Первый зайка-хвастунишка,

Озорной такой мальчишка,

Гордо хвостиком крутя,

Вслух сказал: «Итак, друзья,

Кто из вас смелее всех?

Кто подпрыгнет выше всех?

Огонька кто не боится?

С ним по лесу пробежится?»

После слов таких запальных

Не узнать зайчат недавних.

В их глазах огонь горит,

Каждый факел взять спешит.

Каждый хочет показать,

Каждый хочет доказать,

Что он ловкий и удалый

И огонь ему — брат малый.

Стали все вокруг скакать,

Место лучше выбирать.

И толпиться, и толпиться,

Кувыркаться, веселиться.

Не заметили друзья,

Как вокруг уж вся земля

Загорелась, задымилась,

В черный уголь превратилась.

Словно чудо-великан,

Вдруг костер огромным стал.

И грозил всех по пути

Огненным мечом снести. —

Вопросы к детям

Можно ли разводить костер в лесу? От чего может случиться пожар?

Хорошо, пожарный Филя

Издали огонь увидел,

По команде всех собрал

И помчался на пожар.

В бой с огнем вступив сперва,

Все сражались очень славно;

Кто-то крыльями тушил,

Кто песочек приносил,

Кто-то лапками топтал,

Кто из шланга поливал.

Только храбрые зайчата

Подевались все куда-то,

Осознали все друзья,

Что с огнем шутить нельзя.

Не помогут ловкость с силой,

Коль огонь неугасимый. —

Жечь костер в лесу не смей/—

Вам совет наш важный. —

Жить всем будет веселей,

Помни это каждый!

Отрывок из произведения К. И. Чуковского «Путаница»

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли,

Море пламенели горит

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами

Стихотворение А. Власова Зайчишка

Как-то раз решил зайчишка

Перегладить все бельишко.

Он включил утюг в розетку,

Принялся жевать конфетку.

А утюг стал нагреваться,

Стал пыхтеть и извиваться:

«Сколько можно так сидеть!

Сколько можно так терпеть!»

Зашипел утюг сердито очень,

Стал он очень озабочен.

Но зайчишка — ноль вниманья,

Никакого пониманья!

Ест конфету за конфетой

И читает «заячью» газету.

А утюг стал задыхаться,

И розетка стала загораться

Стол сказал: «Мне тоже скверно,

У меня ожог, наверно».

И белье уж стало тлеть:

«Не пора ли зайцу поумнеть?»

Вдруг как током дернуло зайчишку,

Будто было это все не с ним:

«Ах, какой же скверный я мальчишка,

Гарью пахнет, что наделал? Мы горим!»

Наш зайчишка догадался,

Что утюг включен остался,

Вспомнил он сестры наказ:

«Делу — время, а пoтexe — час!»

Встал быстрей на табуретку,

Быстро выдернул розетку,

Избежал беды он чудом в этот раз,

А ребятам всем он дал наказ:

«Электричество не терпит

Ротозеев и зевак.

Будьте, дети, осторожны,

Чтобы не попасть впросак'»

Вопросы к детям.

Какой совет дал всем зайчишка? Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара?

Отрывок из произведения С. Я. Маршака

«Рассказ о неизвестном герое»

Третий этаж,

И четвертый,

И пятый.

Вот и последний,

Пожаром объятый.

Черного дыма

Висит пелена,

Рвется наружу

Огонь из окна.

Надо еще

Подтянуться немножко,

Парень,

Слабея,

Дополз до окошка,

Встал,

Задыхаясь в дыму,

На карниз,

Девочку взял

И спускается вниз.

Публикации по теме:

Образовательное мероприятие по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду» Задачи: Образовательная задача: • Познакомить детей с экологической сказкой «Слово о реке». Формировать у детей свое отношение к сказке.

Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Поможем Лисенку выучить правила пожарной безопасности» Конспект по теме: «Поможем Лисенку выучить правила пожарной безопасности» в старшей группе Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной.

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Планирование по воспитанию дружеских взаимоотношений детей посредством детской художественной литературы. Сказка В. Г. Сутеева «Петух и краски» Образовательные области Организованная образовательная деятельность Цель деятельности Работа с родителями.

Мероприятие по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Задачи. Продолжать знакомить детей с правилами противопожарной безопасности. Уточнить представления о необходимости.

Программа по пожарной безопасности для детей 4–5 лет ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» для детей от 4 до 5 лет Составитель: Голозубова Т. Т. ИНФОРМАЦИОННАЯ.

Разработка картотеки детской художественной литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Разработка картотеки детской художественной литературы по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через годовой цикл праздников".Зима.

Развлечение для детей подготовительной группы по пожарной безопасности. «Спасателем пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан». [/b]Дети под музыку заходят в зал. Становятся полукругом. Вед: Сегодня.

Развлечение по пожарной безопасности в старшей группе «День пожарной безопасности» Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, Задачи: Закреплять правила безопасного поведения в случае пожара, представления.

Занятие по пожарной безопасности для детей подготовительной группы Цель занятия: использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 14:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД