Лучший педагог года

«Предлог НА». Занятие для детей 5 лет с ОНР

Наталья Ешенко
«Предлог НА». Занятие для детей 5 лет с ОНР

Предлог НА.

Тип занятия : групповое.

Вид занятия : лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения.

Общая продолжительность занятия : 25 минут.

Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлога НА и умения использовать этот предлог в предложениях.

Задачи: I Образовательные:

Публикация «„Предлог НА“, Занятие для детей 5 лет с ОНР» размещена в разделах

1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога НА. 2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога НА. 3. Учить детей выделять предлог из предложения, определять его наличие или отсутствие. 4. Учить употреблять предлог НА в предложениях. 5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогом НА по сюжетной картинке.

II Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога НА. 2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов. 3. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов. 4. Развивать речевую память на основе словесной инструкции логопеда не повторять предыдущие ответы детей.

III Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать обращенную речь не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).

Предполагаемый результат : Дети научатся выделять и употреблять предлог НА в предложениях опираясь на смысловое значение предлога.

Ресурсы: Игрушка – воробей, схема предлога, предметные и сюжетные картинки.

I Вводный этап.

1. Логопед загадывает детям загадку:

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощение,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает,а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?. (Воробей.)

Дети: Воробей!

Логопед: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я увидела воробьев! Как вы думаете, где они сидели?

Дети:

- Воробьи сидели на кустах.

- Воробьи сидели на дереве.

- Воробьи сидели на скамейке.

- Воробьи сидели на ветке.

- Воробьи сидели на асфальте.

- Воробьи сидели на качели.

- Воробьи сидели на крыше.

- Воробьи сидели на песочнице.

II Основной этап:

1. Логопед показывает игрушечного воробья. Сажает его на стул, на машину, на подоконник, на стол, на пол, и т. п.

Логопед: Куда сел воробей? Воробей сел на стул.

Дети:

- Воробей сел на машину.

- Воробей сел на подоконник.

- Воробей сел на стол.

- Воробей сел на пол.

После каждого ответа, логопед, выделяя голосом предлог НА, произносит сам:

- Воробей сел на подоконник.

- Воробей сел на стол. и т. п.

2. Объяснение: Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед проговаривает правило: «Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА».».

Дети за логопедом хором повторяют правило.

3. Игра «Кто где живет?» :

- Ребята, наш воробьишка еще очень маленький и не знает, кто где живет, давайте поможем ему разобраться! Рассмотрите картинки и схему и ответьте на мой вопрос по схеме:

Логопед: Где живет Карлсон? Карлсон живет на крыше.

Дети:

- Тюлени живут на севере.

- Лягушки живут на болоте.

- Цапли живут на болоте.

- Аисты живут на крыше.

- Олени живут на севере.

- Инопланетяне живут на Луне.

- Мыши живут на лугу.

- Голуби живут на крыше.

- Пингвин живет на льдине.

После проговаривания предложений логопед спрашивает : Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении?

Дети: В каждом предложении было «маленькое слово» НА.

4. Игра «На льдине».

Логопед: А сейчас я расскажу вам сказку про рыбаков:

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Наделали рыбаки во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Рыбы ловилось много. К вечеру большие кучи мороженой рыбы лежали на льду, и довольные рыбаки собрались по домам.

Логопед: Ребята, кого можно увидеть на льдине?

Дети:

- На льдине можно увидеть пингвина.

- На льдине можно увидеть медведя.

- На льдине можно увидеть моржа.

- На льдине можно увидеть рыбака.

- На льдине можно увидеть тюленя.

5. Динамическая пауза. Логопед декламирует «рифмовку», а дети сопровождают декламацию соответствующими жестами, движениями.

Огоньки на елочке весело горят,

Приглашая в хоровод маленьких ребят.

Поскорее просыпайся

Утром в садик собирайся.

Ведь на вешалке пальто

Ждет когда наденет кто.

На стене висит картина

На диване кот сопит.

Спать ему ты не мешай

Сам скорее засыпай.

После проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает детей :

- Услышали вы маленькое слово НА?

Дети выделяют его в соответствующих предложениях :

- Огоньки на елочке весело горят.

- Ведь на вешалке пальто.

- На стене висит картина

- На диване кот сопит.

6. Игра: «Услышь маленькое слово».

Логопед: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово НА.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на санках

И берем с собой коньки,

Мы катаемся на лыжах,

И играем все в снежки.

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко,

Посиди не улетай…

Улетела! Ай, ай, ай.

Дети:

- Вот на ветках, посмотри.

- Греются на солнышке.

- Мы катаемся на санках.

- Мы катаемся на лыжах.

- Села птичка на окошко.

7. Самостоятельная работа детей : каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово НА.

Дети:

- На земле лежит снег.

- На клумбе растут цветы.

- На стене висит картина.

- На крыше висит сосулька. И т. д.

III Обобщающий этап:

Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с маленьким словом НА.

Логопед: Вспомните, когда оно появляется в предложении?

Дети: Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится наверху.

IV Заключительный этап:

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому нашли «маленькое слово» НА в каждом предложении!

Список литературы:

1. Градова Г. Н. Стишок повторяй – предлог запоминай // Логопед в детском саду. – 2006- №4(13).

2. Папилова Л. П. Классные уроки. - М., «Оникс 21 век», 2003.

Публикации по теме:

Хронометраж физкультурного занятия в ДОУ ХРОНОМЕТРАЖ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ № ___ Дата Группа № Ф. И. ребенка лет Воспитатель Физиологическая кривая определяется.

Тематический план по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР На основе программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и методик О. С. Яцель, Т. А. Ткаченко,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Предлог НА». Занятие для детей 5 лет с ОНР
Опубликовано: 20 октября 2014 в 15:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД