Папки-передвижки

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников

Татьяна Викторовна Бабенкова
Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников

В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы и способности малыша. Ребенок познает предметный мир и явления природы, события общественной жизни, за которыми можно наблюдать. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от знакомства с предметом, суммируются в целостное его восприятие ребенком. На основе ощущений и восприятия формируютс* представления о свойствах предметов, появляется возможность их дифференцировать, выделять один из множества других, сравнивать их.

Публикация «Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Каждый человек уже после рождения может воспринимать окружающий мир : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающей действительности. Это способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей.

Над изучением значения сенсорного воспитания работали видные деятели дошкольной педагогики : Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Дскорли, В. И. Тихеева и другие. Они для детей создавали различные игры и упражнения, которые помогали совершенствовать зрение, слух, осязание. Среди этих разработок было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

Направление деятельности и развитие ребенка очень сильно зависит от окружающих малыша взрослых. Они должны правильно устроить предметно-пространственную среду жизни детей, решить, из каких игрушек и дидактических пособий она будет состоять, каков их развивающий потенциал и даже правильно расположить эти игрушки. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыт

Существуют принципы построения предметно-пространственной среды, которые сформулировал авторский коллектив под руководством В. Л. Петровского. Они создавались для благоприятных условий реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности-динамичности предметно-пространственной среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости - закрытости;

- принцип учета возрастных и половых различий детей.

Предметно-пространственная среда также должна обладать

следующими преимуществами:

- быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из различных элементов, которые необходимы для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);

- быть достаточно связной, т. е. позволять ребёнку, меняющему один вид деятельности на другой, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

- быть достаточно гибкой и управляемой с обеих сторон: и ребёнка, и педагога;

- предметно-пространственная среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, которые нужны для совершении особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;

- быть индивидуализированной;

- быть аутентичной (соответствовать жизненным проявлениям субъектов).

Для того, чтобы обеспечить достаточное сенсорное воспитание, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из важнейших условий сенсорного воспитания - это осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Публикации по теме:

«Предметно — пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста» Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Тема: «Развивающая предметно – пространственная среда, как средство развития игровой деятельности дошкольников» «Дети должны жить в мире.

Предметно-пространственная образовательная среда в ДОУПредметно-пространственная образовательная среда в ДОУ Цель: познакомить с развивающей средой детского сада № 7 "Сказка" г. Мантурово Костромской области Одним из важнейших вопросов в педагогике.

Предметно-пространственная развивающая среда, как один из факторов воспитанияПредметно-пространственная развивающая среда, как один из факторов воспитания Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы старших дошкольников Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Детский.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Предметно-пространственная среда как средство формирования представлений о разных способах передачи информации Основное направление работы при конструировании образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Предметно-пространственная среда сельского ДОУ Предметно-пространственная среда сельского ДОУ. Неблагодарное дело повторять прописные истины об определяющей роли предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников
Опубликовано: 16 июля 2015 в 17:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД