Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ

Ирина Аркадьевна Пикалова
Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ

Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, мы создаем условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, мы организовали на основе следующих принципов.

1. Принцип индивидуальной комфортности позволил обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, и развить его положительное самоощущение.

2. В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении группы мы выдержали единый стиль. Стены, мебель, шторы подобраны в приятной для глаз розово-фиолетовой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии.

3. Важным при организации предметно-развивающей среды для нас явился принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

4. При построении среды соблюдали принцип зонирования, что способствовало созданию в группе условий для разных видов деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5. Предметно-развивающая среда нашей группы отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.

6. Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования осторожно подошли к вопросу насыщения группы игрушками. При выборе игр предпочтение отдавали их способности стимулировать развитие.

7. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены Центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полуфункциональности.

8. В одном и том же Центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так природный уголок у нас стал исследовательским центром.

9. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволил учесть интересы и наклонности как мальчиков так и девочек. Мы внимательно относимся к мнению детей относительно содержания предметной среды, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых уголков, вносят свои предложения, так у нас появился Центр Дорожной азбуки

В соответствии с перечисленными принципами мы создали следующую предметно-развивающую среду.

Для Центра Искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки шкафа заполнены необходимым изобразительным материалом: дидактические игры, бумага разной фактуры, размера, цвета; здесь же расположилась выставка с образцами народного художественного промысла.

Детские работы мы выставляем на стене «Творческих идей», нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваем иллюстрации известных художников, что повышает самооценку детей и способствует их самоутверждению.

Для рисования песком мы смастерили соответствующее оборудование - планшет с подсветкой. Использование песка в изобразительной деятельности способствует формировании таких навыков как передача композиции, пропорции изображения, владения оттенками цвета и тени. Современные исследования доказали, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческий замысел.

Неизменной популярностью у детей пользуется Центр Науки, представляющий собой мебельный модуль, здесь расположены самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Главное назначение центра- деятельность детей, организуемая при помощи ситуаций удивления под девизом «Удивление – надежная тропка мышления». Удивляясь, ребенок начинает мыслить и познавать.

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности в группе представлены объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: развивающие игры, вкладыши-формы, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений.

Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Если творчество – это процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с водой и песком. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма.

Природный уголок является частью Центра Науки и служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь расположены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и др. А так же детские поделки из природного материала, экспонаты природы. В природном уголке с детьми проводим наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Центр конструирование, сосредоточен в одном месте, в котором расположены: кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек позволяет организовать конструктивную деятельность с большей группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительстве на ковре либо на столе. Дети, особенно, мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, комбинирую с другими видами деятельности.

В группе выделен Центр Сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Почта» и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты создавать новые игровые образы.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением Центр движения выполняет функции физкультурно-оздоровительного Центра, лаконично и гармонично вписался в пространство игровой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь размещено спортивное оборудование и тренажер. Одним из средств повышения двигательной активности являются двигательные импровизации под музыку. Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной активности детей.

В шумном пространстве игровой комнаты находится островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.

Этому способствует комфортное кресло, мягкие игрушки, здесь на полочке разложены альбомы с фотографиями детей, сундучок с секретом.

Центр книги оборудован библиотекой, в которой представлены книги разной тематики и жанров, портреты писателей и иллюстраторов, все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Два раза в неделю, приходит в гости к дошкольникам Почемучка, принося с собой ноутбук. Вместе с ним дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства (виды театров). Здесь нашел свое место уголок краеведения, где дети могут ознакомиться с государственной символикой, национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.

Центр театра – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре выставлены все виды театров. Здесь же находится Мини-музей «Национального костюма». Робкие, застенчивые становятся уверенными и активными.

Музыкальный Центр – можно назвать «Музыкальной гостиной», где удобно расположилась медиотека музыкальных произведений, сказок и детских песенок; музыкальные инструменты, д/игры и портреты композиторов.

Центр дорожной азбуки интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закреплений знаний правил дорожного движения.

Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Центр школьных наук создан для ознакомления детей со школой и воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы в нем расположились: дидактические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа», наглядный материал, альбомы, художественная литература.

Таким образом, предметно-развивающая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ
Опубликовано: 5 марта 2013 в 14:26
+75
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...