Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста

Ольга Барбарина
Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важное место в структуре требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка. Главным становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив учитывает ориентиры, определенные ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, содержать материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учитыватьпсихофизиологические, возрастные и индивидуальные особенностидетей.

Создавая предметно- развивающую среду дошкольное учреждение должно ориентироваться на ту примерную программу, которая для них является основной. Наш детский сад работает над реализацией образовательной программы «От рождения до школы». Под редакцией Веракса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия.

В нашем ДОУ работает группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых созданы все условия: это пандус, и конечно, предметно – развивающая среда, где осуществляется свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит и стимулировать интерес детей.

Условия реализации каждой Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно социально - коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом и физическом развитии, и на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из вышеуказанных требований, деятельность педагогического коллектива будет направлена на организацию образовательного пространства и обогащение разнообразия материалов, оборудования и инвентаря таким образом, чтобы обеспечивать различные виды детской деятельности:

• игровую;

• изобразительную;

• познавательно-исследовательскую;

• музыкальную;

• двигательную;

самообслуживание и элементарный бытовой труд;

• конструирование из различных материалов;

• восприятие художественной литературы;

• коммуникативную;

Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

В группах нашего детского сада, в условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.

Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Особенность дошкольника такова, что всё, полученное в ходе совместной деятельности с педагогом, должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.

Поэтому педагог внимательно наблюдает, делает выводы и рационально организует для детей развивающее пространство исходя из их интересов, потребностей иособенностей организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, обеспечивая насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Оформление группы раннего возраста детейОформление группы раннего возраста детей Знакомство ребенка с группой начинается с приемной. На стене расположен красочный теремок. На стендах находится информация для родителей,.

Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь! Каждый детский сад – маленькая страна с многочисленными жителями: озорными мальчишками и девчонками. Воспитывая детей, мы вместе с родителями.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 21:19
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»
Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации проекта: • МДОУ...
Посещение Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря
Приближался один из главных христианских праздников - Рождество Христово, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Это самый...
«Кулон против гриппа». Мастер-класс для родителей.
В холодный период на нас часто обрушивается эпидемия гриппа и простудных инфекций. Как уберечь от гриппа своих детей, волнует каждого родителя. Прививки не...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром в...
Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать и расширять...