Формирование предметной развивающей среды с учетом ФГТ

Марина Донская
Формирование предметной развивающей среды с учетом ФГТ

Предметно- развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно- развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры.

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка[1].

Исходя из требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования (пункт 5.20, мы провели анализ состояния ПРС с целью приведения ее в соответствие с педагогическими и эстетическими требованиями, используя информационную карту проблем предметно- развивающей среды (приложение 1) и выявили ряд проблем:

1. Использование игрушек и оборудования, не соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей;

2. Односложное внутреннее пространство и стационарная обстановка;

3. Отсутствие возможности участвовать в организации и оформлении своей группы у детей старшего дошкольного возраста;

4. Не продуманность зон для разнообразных видов деятельности;

5. Стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота.

Преступив к формированию предметно- развивающей среды, мы еще раз изучили документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Опираясь на принцип комплексирования и гибкого зонирования, мы решили, что традиционное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной стабильной учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства не годится. И не только потому, что недостаточно мест для большого количества «уголков». Дело в том, что нет однозначного соответствия между видами детской деятельности и материалом. Исходя из того, что многие материалы полифункциональны - могут использоваться и для исследовательской, и для продуктивной, и для игровой деятельности, пространство группового помещения так же стало полифункциональным. Мы разделили пространство группового помещения на три части:

1. Зона для спокойной деятельности;

2. Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства;

3. Рабочая зона.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью меняться, трансформироваться, для этого мы используем мягкие модули, легкие ширмы и «маркеры». Пространство слало живым, «пульсирующим», что очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции детей «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединятся к их деятельности. Таким образом, мы отказались от жесткой привязки места хранения и пространства использования материала, что позволяет нам, избавится от традиционно принятой дробности пространства.

Особое внимание мы уделили устройству рабочей зоны. Исходя из того, что модель образовательного пространства предполагает партнерскую форму совместной деятельности взрослого и детей, мы превратили стабильную учебную зону в трансформирующееся рабочее пространство. В зависимости от поставленных задач, оно с легкостью превращается в «мастерскую» для занятий продуктивной деятельностью, в «лабораторию» для занятий познавательно-исследовательской деятельности и в место для самостоятельной деятельности детей, благодаря разному расположению столов.

Каждая зона пространства теперь располагает детей к нескольким видам деятельности в зависимости от времени и ситуации. Для того, чтобы каждая часть пространства эффективно работала, мы определенным образом разместили материалы. Внутри каждой зон расположены лишь те материалы, которые необходимы для деятельности только в этой зоне, а на границах зон – материалы, необходимые и часто используемые в обеих частях группового пространства. Размещение материалов стало более функциональным.

Предметно- развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. На практике выяснилось, что полностью заменять предметно- развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Список литературы.

1. Доронина Т. Н., Короткова Н. А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003 – 112 с.

2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

3. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

Приложение 1

Информационная карта проблем предметно- развивающей среды за___ квартал в ___группе

Содержание предметно- развивающей среды (по образовательным областям с учетом их интеграции) Оценка содержания в баллах (от 0 до 3) Замечания

«Познание»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

сенсорного развития;

развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирования элементарных математических представлений;

формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

Наличие пособий и оборудования для:

- развития свободного общения со взрослыми и детьми;

- развития всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогических и монологических форм) в различных формах и видах детской деятельности.

«Социализация»

наличие пособий и оборудования для:

развития игровой деятельности детей;

приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

развития трудовой деятельности;

воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

«Художественное творчество»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

- развития продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развития детского творчества;

- приобщения к музыкальному искусству.

«Чтение художественной литературы»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

- формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развития литературной речи;

- приобщения к словесному искусству, в том числе через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Физическая культура»

наличие пособий и оборудования для:

-развития физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопления и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Здоровье»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

- сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;

- воспитания культурно - гигиенических навыков;

- формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Безопасность»

наличие дидактических пособий и оборудования для:

- формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщения к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве как пешехода, так и пассажира транспортного средства;

- формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Музыка»

наличие пособий и оборудования для:

- развития музыкально-художественной деятельности;

- приобщения к музыкальному искусству.

Качество оформления

Функциональность оборудования

Новизна, оригинальность, авторские разработки в содержании ПРС

Всего набрано баллов

Рейтинговая шкала:

От 79 до 99 баллов – содержание обеспечено на 80 - 100 %, предметно- развивающая среда группы оптимальна.

От 50 до 78 баллов – содержание обеспечено на 50 - 79 %, предметно- развивающая среда группы требует дополнений и изменений.

От 30 до 49 баллов – содержание обеспечено на 30 -50 %, предметно- развивающая среда группы необходимы существенные изменения.

До 29 баллов – содержание обеспечено менее чем на 30 %, предметно- развивающая среда группы не соответствует требованиям.

Система оценки:

3 балла – полностью соответствует требованиям без предложений.

2 балла – соответствует, с некоторыми изменениями.

1 балл - есть существенные недоработки.

0 баллов – не соответствует требованиям.

Карта планирования предметно – развивающей среды

Элементы предметно- развивающей среды сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование предметной развивающей среды с учетом ФГТ
Опубликовано: 15 июня 2013 в 21:02
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....