Лучший педагог года

Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников

Лариса Гариева
Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников

Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленно организованное предметно- развивающее пространство детского сада должно способствовать всестороннему развитию детей, отвечать их интересам и потребностям, обеспечивать эмоциональное благополучие.

Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с федеральными государственными требованиями, основными закономерностями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развивающая среда ДОУ выполняет ряд функций. К ним относятся: функция стимулирования активности детей, информационная функция, функция сохранения психологического здоровья, воспитывающая и развивающая функции.

Развивающую образовательную среду ДОУ можно рассматривать как совокупность нескольких компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; содержание дошкольного образования; предметно-развивающая среда.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет трактовать предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Для реализации основных функций предметно-развивающая среда должна организовываться с учетом ряда принципов (по В. А. Петровскому) : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и психоэмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип «половых и возрастных различий».

Предметно-развивающая среда, организованная с учетом перечисленных принципов, не только обеспечивает всестороннее развитие ребенка, но и способствует его психоэмоциональному благополучию, сохранению психологического здоровья. Исследования показывают, что для сохранения психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Таким образом, предметно - развивающая среда ДОУ должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной для детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в оформлении помещения.

Кроме того, для эмоционального развития и благополучия детей, на наш взгляд, целесообразно использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения и преодолению негативных эмоций.

Например, организованный в групповом помещении центр «воды и песка». Помимо знакомства детей со свойствами различных предметов окружающей среды, повышения познавательной активности дошкольников, игры с водой, песком и сыпучими материалами помогают расслабиться ребенку, снять психоэмоциональное напряжение, агрессию, создать радостное настроение.

Расширять представления детей об эмоциях, понимать психоэмоциональные состояния других и собственные эмоции, развивать средства эмоциональной выразительности возможно через оформление уголка развития эмоциональной сферы детей. Здесь могут использоваться пиктограммы эмоций, альбомы детских фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д., а также доска «Мое настроение», на которой дети каждый день отмечают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др.

Использование мягкой мебели, напольного покрытия и подушек, пуфов, наличие растений в интерьере способствует созданию комфортной атмосферы. Положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников будут оказывать оборудованные сухой бассейн и сухой душ. Игры в сухом бассейне и сухом душе вызывают различные тактильные ощущения, что ведет к расслаблению, снятию стресса и преодолению негативных эмоций. Кроме того яркие разноцветные шарики и ленточки вызывают у детей интерес и положительные эмоции.

Влияние тактильных ощущений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения обуславливает использование в предметно-развивающей среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек. Игры и упражнения с таким оборудованием помогут ребенку не только укрепить свое здоровье, расслабиться, но и создадут условия для приобретения положительного эмоционального опыта общения со сверстниками и воспитателем. Так, при помощи массажных варежек дети могут проводить самомассаж и взаимомассаж. Включение в игры рефлекторных ковриков и дорожек (точечный массаж стоп) способствует сохранению и укреплению здоровья детей, релаксации. К тому же изготовить такие дорожки воспитатель может совместно с детьми, что будет способствовать их личностному общению и положительным эмоциональным переживаниям.

В физкультурном уголке группы можно поместить напольную грушу- неваляшку, коврик злости которые помогут дошкольникам преодолеть отрицательные переживания, «выплеснуть» эмоции гнева.

На психоэмоциональное состояние дошкольников благотворно влияет изобразительная деятельность. Рисование – доступный для ребенка способ выразить свои эмоциональные переживания, страхи и опасения. В связи с этим важным для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является организация уголка изодеятельности. Помимо традиционного наполнения этой «зоны» предметно-развивающей среды, здесь можно организовать «стену для рисования». Прикрепленный на стене ватман или полоса обоев позволят детям свободно творить и выражать свои переживания в менее ограниченном пространстве, а нетрадиционный элемент развивающей среды будет способствовать активности детей и переживанию положительных эмоций.

Важными компонентами предметно-развивающей среды группового помещения детского сада являются центры сенсорики и мелкой моторики и речевые уголки. Различные шнуровки, сенсорные панно, оборудования для дыхательной гимнастики и т. д., позволяют укреплять физическое здоровье, развивать моторику и речевой аппарат детей, вызывают положительные эмоции, развивают произвольность поведения.

Созданию положительного эмоционального фона и психологического комфорта способствует использование музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и режимных моментов. Например, включение спокойной музыки при подготовке к дневному сну и колыбельных песен. Это помогает детям отвлечься от негативных переживаний и расслабиться.

Таким образом, создавая развивающую среду детского сада, необходимо обеспечить условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их индивидуального комфорта и эмоционального благополучия. Организация предметно-развивающей среды является важной составляющей психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы

Подольская О. А. Организация предметно-развивающей среды ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 4. С 28–33.

Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб., 2013. 160 с.

Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014. № 4.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников Тема «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников». Слайд № 1 Тема: «Развивающая предметно-пространственная.

Доклад «Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста» ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему: Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Методическая разработка «Рисунки на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.Предметно-развивающая среда в ДОУ. Предметно- развивающая среда- это система материальных объектов и средств деятельности ребёнка,функционально моделирующая содержание развития.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в группе Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников
Опубликовано: 14 мая 2018 в 20:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД