Предметно-развивающая среда в раннем возрасте

Рабия Яшнова
Предметно-развивающая среда в раннем возрасте

Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим малыша его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В раннем возрасте маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопления опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью. Одним из определяющих факторов для полноценного разностороннего развития малышей является специально организованная среда для игр, отдыха и занятий. Предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональноположительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно. Хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки.. И для этого сразу, при встрече с детьми, стараемся создать домашний комфорт и чтобы в детском саду им было уютно. Групповая раздевалка оформлена ярко, красочно, здесь же находится информационный уголок, в котором мы помещаем советы, рекомендации воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинских работников на специальные темы

(«Адаптация ребёнка в детский сад»,«Развитие познавательной активности»,«Развитие речи детей в условиях семьи», информацию о режиме дня, наших занятиях, меню. В раздевальной комнате у нас есть зеркало,предлагается мягкий диванчик для отдыха, а также оформляются тематические стенды с фотографиями на разные темы: «Мои первые шаги в детский сад», «Учимся, играя», «Мой первый праздник», «На прогулке малыши». Стараемся фотографии сопровождать четверостишями.

Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому анализируя программу раннего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, постарались создать оптимальные условия предметно - развивающей среды в группе для осуществления той или деятельности в разных образовательных областях.

Каждая образовательная область имеет свои цели и задачи.

При организации предметно-развивающей среды мы опирались на следующие принципы:

- разнообразие,

- стабильность,

- доступность,

- эмоциональность,

- гибкость.

В результате были обозначены следующие центры:

- Для решения задач образовательных областей

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» в группе оборудован центр двигательной активности. Одной из основных потребностей ребёнка 2-3 лет является потребность в движении: мы совершенствуем умения в разных видах ходьбы, учим преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, развиваем умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.

Область «Познание» представляет:

- Центр развивающих игр. В данном месте собранны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Частью центра является дидактический стол (пирамидки, вкладыши, горки для катания предметов).

- Песок –вода. Организуя игры с песком и водой мы знакомим детей не только со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребёнка. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

Образовательную область «Социализация» представляет:

- Центр игровых двигательных модулей. Технические игрушки:машины, тележки, каталки (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора и т. д., коляски. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами – здесь чаще всего играют мальчики.

- «Жилая комната». Для успешного развития ребёнка важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражают взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, гладильная доска и т. д. Игрушки: куклы, комплекты постельного белья, наборы одежды для кукол и т. д. Таким образом уже в этом возрасте мы используем гендерный подход.

- Любования и ряженья перед зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Для этого у нас имеются фартучки, платочки, юбочки, шляпы.

Образовательная область «Художественное творчество»:

- Центр изобразительной деятельности (свободно раскручивающий рулон бумаги, двусторонний мольберт для рисования, карандаши и т. д.)

-Драматизации и театральной деятельности (пальчиковый театр- вязаный и сшитый, театр картинок - для фланелеграфа, театр сказок из кукол би-ба-бо, шапочки и костюмы для драматизации).

Рядом с ним находится книжный уголок, который представляет образовательную область» Художественная литература». Дети очень любят рассматривать книги и большие и маленькие. Их у нас в достаточном количестве. Объясняем, как нужно смотреть книгу, перелистывать страницы. Они уже знают, что нельзя сидеть или лежать с книгой на полу, что удобно смотреть за столом, так книги дольше сохранятся. Ну, а если где-то порвалась страничка, ремонтируем вместе.

- Центр музыки представляет образовательную область «Музыка». Поскольку раннее детство - период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования

ребёнка со звуками. В группе имеются музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчики, дудочки, металлофон. Очень часто в группе у нас звучит музыка: народная,классическая, песни из мультфильмов, детские песни, сказки, колыбельные.

Такая организация предметно-развивающей среды, является наиболее рациональной. Она учитывает основные направления развития ребёнка раннего возраста и способствует его благоприятному развитию.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Папки-передвижкиПапки-передвижки Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в раннем возрасте
Опубликовано: 14 марта 2014 в 13:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благодарность порталу МAAM
Благодарность порталу МААМ Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Уважаемые организаторы портала МААМ! Вчера были опубликованы результаты конкурса «Лучший...
Зимняя подвижная игра «Паровозик» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показать предметы, передавать характерные движения животных; упражнять в произношении...
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...