Предметно-развивающая среда во второй младшей группе

Светлана Сузик
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе

Одним из важных факторов воспитания дошкольников является предметно – развивающая среда. «Предметно – развивающая среда» - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Традиционные материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

При создании предметно-развивающей среды учитываю следующие принципы. Одним из первых наиболее важных является – принцип полуфункциональности среды, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Следующий немаловажный принцип – трансформируемости среды, связан с ее полуфункциональностью – возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Принцип вариативности - представляет рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующий его модельные варианты разрабатываемые уже самим педагогом-практиком.

Создавая предметно-развивающую среду, учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметно-развивающую среду подобрала с учетом принципа интеграции образовательных областей. При проектировании предметно-развивающей среды учитываю следующие факторы.

Следует всячески оградить детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

провоцируют ребенка на агрессивные действия;

вызывают проявление жесткости по отношению к персонажам игры, роли которые исполняют играющие партнеры;

вызывают проявление жесткости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

Антропометрические факторы, мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

Психофизиологические факторы, обуславливают соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым, и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.

Приступая, к созданию предметно-развивающей среды внедрила инновационные методы - современные личностно-ориентированные технологии. Контакт между собой и ребенком, необходимый для решения образовательных задач устанавливаю в случае выравнивания позиций, когда взрослый поддерживает доверительные партнерские отношения с ребенком. Подбор материала и оборудования осуществляю для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая продуктивная деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Для детей второй младшей группы применяю телесно-ориентированный подход, для детей старшего возраста – общение, на уровне глаз организуя среду общения, смотря непосредственно ребенку в глаза. Мебель разместила в группе соответственно определенного размера, исключив полностью взрослую мебель (столы, стулья, шкафы). Помещение эстетично оформлено, что обеспечивает уют и комфорт воспитанникам. Создание игровой среды в соответствии с принципом активности, самостоятельности, творчества обеспечивает детям мобильность, физическую и творческую активность, стойкие познавательные интересы, развитие воли, эмоций, чувств. Вся групповая комната поделена на зоны плавно переходящие одна в другую. В игровой зоне учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, которая разделена музыкально – театрализованной. Для музыкально-театрализованного уголка изготовлены шумелки с разным наполнением, музыкальные инструменты, кукольные театры разных видов, сундучок с ряженьем.

Имеется «уголок физического развития» - созданы благоприятные условия для двигательной активности детей и обеспечения своевременного и правильного развития движений.

В свободное пользование предоставляю различные игрушки и предметы, стимулирующие двигательную активность. Современный компактный шкаф с выдвижным ящиком, для спортивного оборудования занимает очень мало места и легко доступен детям. Здесь же находятся крупные спортивные модули. А также резиновые мячи, обручи, ленточки цветные, кегли, массажные мячи, платочки, мяч – попрыгунчик, скакалки, дорожки массажные со следами и другие пособия. Они необходимы для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр. Все оборудование яркого цвета, для поддержания интереса к физическим упражнениям подобрано рационально и многовариативно.

Целью «центра творчества» является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

В этом месте дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая проделки из пластилина, здесь свободно находится материал и оборудование для продуктивной деятельности двух видов. В данной зоне имеются цветные карандаши, фломастеры, гуашь, круглые кисти, стаканчики для промывания ворса кисти, подставки, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, доски 20х20 см, кисти клеевые, восковые карандаши, цветные мелки. А также имеется книжки раскраски согласно тематическому планированию, силуэты дымковских игрушек.

В группе имеется «книжный уголок», представляет собой стеллаж с полчками для книг и иллюстраций к сказкам, книжный уголок размещен рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги.

Все книги обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Например, дети знакомятся с русской народной сказкой «Теремок», потому в книжном уголке выставляем несколько книг с иллюстрациями разных авторов, пазлы к сказкам. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование, что касается 8-го марта.

Зона «познавательно-интеллектуального развития», ребята учатся обследовать предметы с целью определения их свойств. Знакомя, с эталонами, определяя цвет, форму, величину предметов и расположена «Полочка красоты». Где эти знания закрепляются при помощи дидактических игр, лежащих здесь «Узнай и назови», «Угадай-ка», «Чудесный мешочек», «Большие – маленькие», которые еженедельно меняются.

«Уголок природы» размещен близко к источнику света у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.

Создаю условия для наблюдения за комнатными растениями, учу детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены растения, которые имеют ярко выраженные основные части: стебель, листья – фикус, колеус, бегония вечноцветущая, герань. А также в уголке природы имеется два экземпляра цветов одного вида (фикус с крупными и мелкими листьями). Наряду с цветами растет огород, имеется оборудование для ухаживания за ним и экспериментирование. Согласно требованиям СанПиН аквариума в группе нет.

Рядом расположен «центр экспериментирования» где провожу простейшие опыты, развиваю мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Организуя арттерапию, не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, цвете, предметов, величине, развиваю мелкую моторику ребенка. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: емкости одинакового размера для воды и песка, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет, шарики воздушные, формочки разные.

В развивающей среде существует уютное место для отдыха, «уголок уединения». Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий уголок и, низкий столик, альбом с фотографиями близких их людей. Здесь ребенок может отдохнуть от шума.

Учебную зону располагаю таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны, столы размещаю в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз. Создавая среду, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками, каждый стол промаркирован. В бытовой зоне располагается «уголок дежурств». Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Здесь находятся салфетницы с салфетками, фартуки, и колпаки. Во второй половине года начинаем формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к завтраку, обеду, полднику (раскладывать ложки, тарелки, чашки, салфетницы).

В «игровой зоне» учитываю полоролевую специфику и обеспечиваю как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Игровая зона разделена музыкально – театрализованной. Игровая зона соответствует возрастным особенностям, способствует детям младшего возраста развивать сюжеты детских игр. Для девочек в игровой жилой комнате собраны игрушки и предметы которые приближают детей к окружающим их предметам быта – кухня, стол, уголок зеркало, кровать, спальные принадлежности, куклы, наборы посуды крупные.

Для мальчиков имеются различные виды конструкторов, крупногабаритные машины, грузовые и легковые машины и спортивные модули. Имеются игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества, а также комплекты атрибутов ко всем творческим играм данного возраста.

«Уголок музыкального и театрализованного развития» способствует формированию интереса к музыке, стимулирует творческие замыслы, знакомит с музыкальными инструментами, является источником развития чувств, глубоких переживаний, и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В нем находятся музыкальные инструменты: бубен, погремушки, музыкальные игрушки, шумовые баночки.

В раздевалке расположен информационный уголок для родителей, куда помещаю информацию по детскому саду, консультации и советы родителям.

Работы детей размещены на доске «Наше творчество», поделки из пластилина, глины, теста размещаю на специальной подставке в форме лесенки.

Работая на подготовительной группе особое внимание, уделяла формированию соответствующей предметной среде, которая позволила плотно изучить истоки кубанской культуры и азы православия. Сшила и вышила кубанские казачьи костюмы для девочек и мальчиков,

которые дети использовали в театрализованной деятельности, на открытых занятиях и развлечениях. Создала мини-музей в группе, где были собраны экспонаты Кубанской утвари, народных промыслов, символики Кубани и России, исторические фотоальбомы нашей станицы и Кубани. Литература об историческом прошлом и настоящем России и Кубанского казачества. Изготавливала вместе с детьми для театрализованного уголка кукол из мочала, соломы, ниток.

Обеспечиваю условия безопасного пребывания детей в группе. Все игрушки и игровой материал размещаю таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Вся мебель тщательно закреплена.

Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы и стулья с регулируемыми ножками, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей.

Таким образом, создавая развивающую среду, делаю ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаю между собой по содержанию, художественному решению, обеспечиваю содержательное общение взрослых и детей. А также стараюсь заполнять предметно - развивающую среду по принципу функциональности – востребованными, многофункциональными вариативными ресурсами, которые при необходимости легко трансформирую.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возрастаОрганизация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста .

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 23:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...