Папки-передвижки

Представление опыта кружковой работы «Говорушки»

Любовь Гордеева
Представление опыта кружковой работы «Говорушки»

(Слайд1)

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокро-вищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сентезивно к усвоению речи. Поэто-му процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. (Слайд 2)

Публикация «Представление опыта кружковой работы „Говорушки“» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняш-ний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными рече-выми нарушениями остается стабильно высоким.

• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Цель кружка : развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.

Направленность:

Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста, овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

Срок реализации: 1 год (Слайд 3)

Задачи кружка :

Обучающие:

Предоставление ребенку возможности самореализации в речевой дея-тельности.

• Создание возможности проявления детьми своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

• Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окру-жающих.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Развивающие:

• Развивать грамматический строй речи, развивать связную речь, разви-вать словарный запас.

• Развивать мелкую моторику;

• Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

(Слайд 4)

Условия реализации:

Весь процесс организуется так, чтобы ребенок был позитивно настроен на общение, мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, если у него возникает такая потребность, мог говорить о своих чувствах. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. Во время деятельности создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творче-скую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для разво-рачивания разнообразных сюжетов в игре (индивидуально и со сверстни-ками, свободного комбинирования событий и персонажей из разных смыс-ловых сфер; с одинаковой легкостью развертывать сюжет через роли (роле-вые взаимодействия) и через режиссерскую игру, проигрывать эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.

Методы работы :

1. Наглядные:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в при-роде, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассмат-ривание игрушек и картин, описание детьми картинок и игрушек.

2. Словесные:

• Чтение и рассказывание художественных произведений.

• Пересказ, обобщающая беседа, заучивание наизусть.

• Рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические:

• Дидактические игры, дидактические упражнения.

• Игры-драматизации, инсценировки.

• Хороводные игры. (Слайд 5)

Педагогическая целесообразность

Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирование звуковой стороны речи. Дети 5 – 6 лет пересказывая художественный текст, затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности: эпитетов, сравнений, образных выражений и грамматически правильном оформлении предложений. А произведения, адресованные старшему дошкольному возрасту, вызывают еще более се-рьезные затруднения у детей. Совершенствовать знания педагогов по обу-чению пересказывания и рассказывания литературных произведений, со-ставлению творческих рассказов и из личного опыта. (Слайд 6)

Методическое обеспечение

• Инструментарий для тематического планирования занятий.

• Библиотека художественной литературы.

• Картотека речевых игр. (Слайд 7)

Организация предметно-развивающей среды.

В течение года пополнила и разнообразила предметноразвивающую среду группы:

• Дидактическими играми.

• Демонстрационным материалом;

• Масками;

• Сюжетными картинками, игрушками. (Слайд 8)

Основные направления работы кружка :

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой проис-ходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. (Слайд 9)

Развитие словаря

Слово–это основная единица языка, и совершенствование речевого об-щения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высо-кого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональ-ное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состо-яния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозна-чений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Таким образам работа над формированием словаря очень актуальна, поэтому в течение года более глубоко работала над следующими вопро-сами: активизировать употребление в речи прилагательных, употреблять слова–антонимы, использовать в речи наиболее употребляемые суще-ствительные, многозначные слова. Были подобраны занятия, речевые иг-ры и упражнения, которые способствовали формированию словаря:

• Загадки «Сложные слова».

• Игра «Добавь словечко», «Укрась елку».

• Игра с мячом «Закончите слово». (Слайд 10)

Воспитание звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окру-жающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль-туры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, пра-вильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи».

Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, ис-кусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать воз-растные особенности речи детей. Усвоение ребенком звуковой стороны слова -это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение зву-ков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой ана-лиз, действия со словами.

Для воспитания звуковой культуры речи подобрала дидактические игры:

• Игра «Доскажи словечко», «Поздравления».

• Хороводная игра «Каравай».

• Дыхательное упражнение «Подуем на снежинки». (Слайд 11)

В работе над формированием звуковой культуры речи использую ре-чевые средства: потешки, считалки, чистоговорки.

Они способствуют правильному формированию звукопроизношения, обобщают знания детей об окружающей действительности. (Слайд 12)

Формирование грамматического строя речи.

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функци-онирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребе-нок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе. У детей старшего дошколь-ного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в иг-ре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития. Таким образом, грамматические категории отрабатывала, используя различные виды игр:

• настольно-печатные;

• дидактические;

• подвижные игры;

• сюжетно – ролевые;

• компьютерные игры. (Слайд 13)

Развитие связной речи.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организа-ции деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Главной задачей развития связной речи ребё нка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через раз-личные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведе-ний, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явле-ниях природы, создание различных видов творческих рассказов, освое-ние форм речи-рассуждения (Игра «Составь рассказ», «Почемучкины вопросы», «Синичкины друзья», «Если бы.»). (Слайд 14)

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О. И. Соловьёва). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобрази-тельному искусству, получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т. д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребёнка постепенно развивается логическое мышление. Освоение языка даёт возможность детям свободно рассуж-дать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, проявлять свои знания и умения в детском творчестве. (Слайд 15,16)

Итог работы кружка «Говорушки» за учебный год подвели в празд-ничной обстановке. Для родителей и детей старших групп детского сада показали инсценировку сказки «Колобок на новый лад». (Слайд 17).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ" Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей,.

Презентация из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира Информация о программе: модифицированная программа кружковой работы по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной.

Представление опыта работы воспитателя 1 Меня зовут Мариет Азаматовна Хуако. Я работаю воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Обобщение педагогического опыта работы «Говорушки» Кружок по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе «Солнышко» Содержание программы: 1. Информационная карта программы 2. Актуальность.

Представление опыта педагогической работы воспитателя Опыт педагогической работы Как сказал Сухомлинский Василий Александрович: Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек, не.

Представление опыта работы музыкального руководителя 1 часть. Тема моей углубленной работы «Роль пения в развитии детей дошкольного возраста». Современные изменения в дошкольном образовании.

Представление опыта работы по реализации ООП ДОна педагогическом совете и в СМИ Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления.

Представление опыта работы по систематизации образовательной деятельности в рамках проекта «Темп» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 общеразвивающего вида» Представление опыта работы по систематизации.

Представление опыта работы «Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить» Я, Леонова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида», хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы.

Представление опыта работы «Игра — источник детского развития!» Цель: представление опыта по применению игр как основной формы организации детской деятельности в МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление опыта кружковой работы «Говорушки»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 10:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД